Эссе


   Глубокоуважаемые моралисты! Снимите же с нас оскорбительный ярлык "Поколение без будущего"! Поверьте, наши интересы - это не только бутылочка холодного пива или объятия в подворотне, как это видится с вашего монументально и величественного, неколе...непоколе…непоколебимого пьедестала (у-ф-ф-ф).
   Вы никогда не замечали бегущего мимо школьника со скрипкой под мышкой? Неужели, когда вы приходите в библиотеку, вам не бросается в глаза заваленный доверху книгами стол, за которым корпят представители молодежи? Как убедить вас? Вернее, как переубедить? И есть ли в этом смысл…то, что один незабвенный персонаж романа Ильфа и Петрова определял как "простая сермяжная правда"? Попытаюсь…Возможно, шанс есть… шанс понять хотя бы себя.
    "Учились бы, на старших глядя!" - призывал умудрённый собственным жизненным опытом герой пьесы А. Грибоедова "Горе от ума". Но меня, точно так же, как извечного оппонента незабвенного Фамусова Чацкого, отчего-то совершенно не привлекает подобная перспектива. Прежде всего, потому что искренне недоумеваю, отчего это кто-то где-то и когда-то решил, что именно его жизнь должна стать для меня образцом для подражания? На мой взгляд, подобное убеждение свидетельствует, прежде всего, об изрядной доле самообольщения, а это уже "не есть хорошо", потому как абсолютно бесплодно.
   Подумайте, разве не является главным условием добровольного приобретения знаний свободный выбор? Странно, но эту, уже навязшую в зубах, мораль, преподносит чаще всего в качестве истины как раз тот, кто буквально через минуту начнёт проповедовать нравственный истины, опираясь, прежде всего, на свой, безусловно, драгоценный (априори) жизненный опыт. А ведь свободный выбор предполагает, в первую очередь, самостоятельный выбор авторитета, которому хочется следовать. Навязанный же авторитет автоматически вызывает острое желание сделать всё, рекомендованное моралистом, с точностью до наоборот. И всё это не из пресловутой "подростковой вредности" или замусоленного воспитательными беседами юношеского максимализма. Просто из духа противоречия, благодаря которому любое цивилизованное общество не просто существует, но и движется вперёд, развивается!
   Нам часто говорят: "Не повторяйте чужих ошибок!" Так и хочется добавить с изрядной долей ехидства : "А то, что, собственно говоря, будет? На свои ошибки времени не хватит? Ой, напуга-а-а-али!" Человек никогда не совершает чужих ошибок, а от собственных его никто не сможет уберечь…кроме него самого, конечно. Неужели люди, читающие нам нравоучения даже из самых наилучших побуждений, желающие нам добра (так они, во всяком случае, всегда утверждают), настолько слепы, что не видят этой простой истины? А кто из нас в здравом уме и памяти возьмёт себе в проводники по жизни слепца, не ведающего её основ, не признающего, что нет общих рецептов счастливой и удачливой жизни, что не может быть панацеи - лекарства ото всех болезней разом.
   Моё поколение более реалистично смотрит на жизнь и оценивает её не менее реально. Информационное пространство настолько широко и общедоступно, что было бы странно представлять современного подростка этаким недорослем Митрофанушкой, робко лепечущим нечто несуразное по поводу той двери, что "существительна" или той, что "прилагательна".Доводилось ли вам встречать нечто подобное? А-а-ах, доводилось…ну, это вас гениально провели. Очень удобная позиция, кстати, не находите? Представьте, как рассуждает, глядя вам в глаза, современный Митрофан: "Ты хочешь видеть во мне слабое и беспомощное существо, не способное жить своим умом и принимать самостоятельные решения? Ты уверен, что знаешь нечто лучше меня, примешь единственно верное решение и вообще - сделаешь ЭТО лучше? Вот и хорошо, просто отлично! Бери решение проблемы на себя и …вперёд! Только отчего ты решил, что ЭТО нужно мне? Что ЭТО мне интересно? ЭТО важно для тебя, вот ты и…" Припомните, ведь так оно и было. Вы смотрели на великовозрастное дитя и думали: "Да что там…мне это легче сделать самому, чем…" Потом вы сокрушённо вздыхали, мысленно сокрушались по поводу "неудачной формации" : "Вот мы-то в их время!" А довольный собой Митрофан гримасничал у вас за спиной. И кто из вас двоих добился своего в этой ситуации? Довольно-таки банальный сценарий, надо признать, старый как мир, его ещё с вашим прадедушкой разрабатывали… а вот, поди ж ты - живёт и здравствует и по сей день!
   А ведь сделать шаг навстречу для достижения взаимопонимания не так уж и сложно. Необходимо всего лишь обойтись без назидательности. Ведь то, что взрослому человеку кажется аксиомой, вызовет у моего ровесника интерес только лишь в том случае, если будет высказано в форме предположения, парадокса, неожиданного наблюдения, пожелания самому поразмышлять над этой проблемой.
   На меня произвела большое впечатление история, случившаяся в своё время с уважаемым мною ( и , конечно же, читаемым) поэтом И.Бродским. Вот коротко её суть. Поэту довелось выступать перед выпускниками Мичиганского университета. "Речь на стадионе". Обстановка торжественная и…напряжённая. Инстинктивное сопротивление неизбежно - ведь сейчас будут давать "наказ", а значит - опять поучать. И вот начало: "Жизнь - игра со многими правилами, но без рефери. Мы узнаем, как в нее играть, скорее наблюдая ее, нежели справляясь в какой-нибудь книге, включая Священное Писание".
   Первое напряжение снято, никого, слава Богу, не собираются учить. Оратор даже выражал сочувствие современной молодежи. Бродский то и дело демонстрировал, что не владеет полным набором сведений, ни в чем окончательно не уверен, не настаивает, а только надеется и приглашает поразмышлять вместе с ним. Виртуозно? Безусловно. Взаимопонимание достигнуто? Однозначно!
   Но что же это я, однако, делаю? Отрекаясь от установленных (читай - официальных) авторитетов, именно к поступку авторитета и прибегаю в доказательство своих суждений…Привычка? Возможно…Значит, мне привили хорошую привычку - уметь выбирать достойных авторитетов. Но при этом получается, что, пытаясь выставить моралистов в особо неприглядном виде, я, похоже, сама сбиваюсь на мораль…Выходит, и мне свойственен азарт морализаторства? Опасный признак…Что ж, делаю вывод - есть над чем работать ( в смысле, над собой). Опять же… выражаю свою точку зрения, но при этом берусь высказываться от имени всего поколения…Круто! Не припоминаю, чтобы меня кто-то подобными полномочиями наделял. И помнится, ещё совсем недавно я уже что-то вещала по поводу бездарности и бесплодности самообольщения…
   Неужели это я взрослею? Я не хочу ТАК взрослеть. И прежде чем впадать в священное негодование по поводу какого-либо непонятного и потому только неприятного явления, хорошо бы мне самой научиться понимать закономерности происходящего. А, судя по всему, выходит, что это нелегко ...



       Альманах "Под сенью творчества"

TalismaN © 2006



Используются технологии uCoz