«Уроки Его Величества Слова».(4).  


Тема урока : Листая памятный альбом…
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ АСТРАХАНСКОЙ ПОЭТЕССЫ НИНЕЛЬ МОРДОВИНОЙ.
ТЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕЁ ТВОРЧЕСТВЕ.(из цикла «литературное краеведение» 10-11 класс, 2 часа )

Цели урока: Познакомить с основными вехами жизни Н.Мордовиной. Определить основные черты личности поэта.Дать представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни, тем самым, прокладывая «тропинки» ко всем следующим урокам.Осуществить первичное знакомство с лирикой поэтессы. Создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.Обратить внимание на тему межнациональных отношений в творчестве Н.Мордовиной.
Оформление урока: Портреты Нинель Мордовиной разных лет жизни, цветы на драпировке из мягкой ткани, свечи. Одна - у портрета, другие (разного размера, почти оплывшие) в художественном беспорядке расставлены по столику, на котором лежат осенние листья. Музыка (подбирается и используется по усмотрению учителя).
Подготовка к уроку: Класс предварительно делится на пять групп, проводится поисковая работа по теме урока, но выступить от группы может только один представитель, остальные участвуют в общей работе по ходу урока. Каждая «страница альбома» символически «открывается» зажжённой свечой,

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя: Судьбы и литературное наследие поэтов – наших земляков - неисчерпаемый источник не только познания, но и творческого вдохновения. Мы неоднократно обращаемся к ним в надежде понять, может быть, самих себя.…Так часто вечерами листают люди страницы памятного альбома, перебирают события минувших дней, стараясь выделить в неуловимо минувшем нечто главное, ставшее, как принято говорить, судьбой…
Альбом памяти уникален тем, что он всегда с тобой, в твоей душе, в твоём сердце.…Добавим сегодня в него несколько страниц…
1 ученик: Нинель Александровна Мордовина - известная астраханская поэтесса, ее сборники стихов издавались в Волгограде, Москве, Астрахани. Родилась Н.Мордовина 12 июля 1927 года на Дальнем Востоке. Этот край оставил неизгладимые впечатления в душе поэтессы. В своих стихах она называет его "первой родиной". В начале 40-х годов вместе с родителями она переезжает жить в Белоруссию, где ее застает Великая Отечественная война. За годы войны пережито многое…
2 ученик: Эти первые страницы альбома хранят самые ранние и потому самые дорогие сердцу воспоминания…
Эвакуация в Самару:
Новое слово: эвакуация...
Кутает младшую мама в платок.
Взгляд у отца непривычно жесток,
Руки не могут от нас оторваться...
Многое в памяти можно утратить, -
Мне до последнего дня вспоминать
За полчаса постаревшую мать.
И повзрослевшие лица у братьев;
Бомбежки:
Вдруг стало холодно спине
От воющего голоса сирены:
В бомбежку мало помогают стены...;
Голод, лишения, тяжелая работа у станка:
Меня шатало после смены:
Всю ночь заказ для фронта шел...

В трудные военные годы юная Н.Мордовина идет работать токарем на военный завод. Суровое время закалило характер, научило преодолевать трудности.
Завязывался мой характер
В суровый тот военный час.

3 ученик: А судьба листает книгу жизни.…Перевернём и мы страничку альбома. Счастливый для всего нашего народа 1945 год! Для совсем ещё юной Нинель он становится судьбоносным.… В 1945 году Мордовина выходит замуж за военного летчика. Куда только не забрасывает их судьба! Эстония, Ленинград, а в 1956 году они переезжают в Ахтубинск. В семье уже четыре сына, требующих внимания, заботы, любви матери. Вскоре в семье происходит важное событие - из детского дома взяли девочку.
Прошли годы, Н.Мордовина с гордостью вспоминает, что вырастила сынов - защитников родины и дочь - женщину, продолжательницу рода человеческого.
Жить только интересами семьи, заботами о ней, неспокойный характер, открытая душа и доброе сердце не позволяют. Она должна быть среди людей, жить интересами страны. Юношеские мечты писать влекут ее в литературу, журналистику. Н.Мордовина становится сотрудником Ахтубинской районной газеты, возглавляет литературный кружок. В 1965 году на страницах районной газеты появляются ее первые стихи. Она мечтает об издании поэтического сборника. Свои стихи начинающая поэтесса решается показать в Астрахани. Критическая оценка стихов была отрицательная. Ей говорят, что стихи не начинают писать в 37 лет. Но это не остановило ее, и она обращается в Нижневолжское книжное издательство, где и выходит первый сборник ''''Синяя птица" /1966г./. В предисловии к этой книжке Н.Мордовина рассказывает о своем приходе в мир поэзии. "Стихи пыталась писать еще в 4 классе, но увлечение живописью, а затем война - все это надолго оторвало меня от поэзии. Потом растила детей - их у меня пятеро. Старшие уже курсанты военных училищ, младшие - школьники. И только в прошлом году я снова, на этот раз серьезно, вернулась к стихам".
4 ученик: У меня в руках тот самый, первый, сборник стихов, он открывается стихотворением "Главная примета".
Дом зовет не отцовской крышей,
Не глазами верной жены –

Крыши есть и страшнее и выше,

Есть и женщины, что верны.

Есть березы - не под Москвою,

И снега не у нас одних...

Только помнится нам с тоскою

Об особенных - о своих...

Соприкоснувшись, даже случайно, с лирикой Нинель Мордовиной, начинаешь понимать - для неё слова Россия и Родина - синонимы. Любовь к родине, народу, будут присутствовать во всем творчестве поэтессы. Она мыслит образами, не доказывает свою любовь, а показывает ее. Н.Мордорвина сумела изобразить нам красоту нашей страны. Все эти образы-картинки типичны, верны жизненной правде, реальны. С искренним чувством звучат заключительные строки стихотворения "Главная примета":

Самой яркой твоей приметой
Жажда сердца - всегда с тобой!

5 ученик: Образы - символы помогают понять жизненную позицию Н.Мордовиной; для нее настоящая жизнь - в страсти, кипучести. Это роднит поэтессу с Мариной Цветаевой, которую она считает своим кумиром, очень любит ее стихи. (Может быть, именно поэтому нашу встречу с поэзией Н.Мордовиной мы ассоциируем с прочтением альбома? Помните столь любимый ею цветаевский «Вечерний альбом»?)
Н.Мордовина видит смысл своей жизни в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного труда, побеждало быт. "Стихи - есть бытие," - так утверждала Марина Цветаева, так же говорит Н.Мордовина.
Для лирической героини Н.Мордовиной жизнь - это любовь к жизни, к близким, к любимому. "Нельзя без солнца и любви..." - восклицает поэтесса. В ее стихотворениях доминирует философское отношение к жизни:
Мир - он не вокруг нас,
Он - внутри,
Выстроенный, выстраданный нами.

Лирическая героиня поэтессы - это воплощение милосердия, чистоты, любви, красоты, особой роли женщины. Все это можно увидеть в автобиографической поэме "Продолжение", в стихах "Пророки", "Все сетовала: мне цветов не дарят...", "Ложь" и многих других.

1 ученик: А это – очень личная страница, она о самом главном в жизни любой женщины…о её переживаниях, мучительных размышлениях…
Рассуждая о материнском счастье, Н.Мордовина пишет не только о своей любви к детям, но и гордости за них. В стихотворении "Пророки" поэт-женщина думает о своих годах. Старость для нее не страшна, т.к. она неразрывно связана с детьми.

... Подрастают мужики,
Значит, будут бабке внуки –
Хлопоты на все деньки

В поэме "Продолжение" Н.Мордовина говорит о преемственности поколений:

На землю девочка пришла –
Мое прямое продолжение.
В поэме эта мысль становится центральной. Сколько ЛЮБВИ И ЧИСТОТЫ в радости материнского счастья, сколько переживаний в сердце матери за будущее своего ребенка:

Тебе совсем не надо знать,
Что жизнь - она с обвалами...
Поэтесса знает дорогу к счастью, готова указать этот путь. Только Любовь может обойти «бед излучины», только любовь

Всех зол сильнее на земле.
Она всего дороже нам...
Размышляя на страницах поэмы о будущем, поэтесса не только указывает верный путь в жизни, но и предостерегает, учит.

Не каждому на свете удается
Путь отыскать к волшебному колодцу
Любви...
Ах, девочка, ты только не спеши.

2 ученик: Новая страница альбома приоткрывает ещё одну таинственную завесу. Какая же она – лирическая героиня Мордовиной, умеющая столь «сокрушительно для себя» любить и жертвовать собой?
Любовь её лирической героини - это "несказанный свет", который "сжигает нас". Эту любовь Н.Мордовина испытывает к тем, «кто стал на свете всех родней» и ко всему человечеству. Как не вспомнить горьковского Данко, прочитав строки из поэмы:

Когда придет твой час - в ее огонь,
Когда положишь на огонь
И полное огнем любви твоей.

Само название поэмы "Продолжение" говорит о высоком предназначении женщины.
Века собой продли
На древе жизни - ветвью:
Тебе - тысячелетья!
Не раз обращается поэтесса к вопросам: "родиться женщиной - удача или нет", "в чем женское счастье?" Ответы на них можно найти в ее стихотворениях: "счастье женское - всегда любимой быть ", счастье - это "дом, полный доброты, любви и света", счастье - это дети, "четыре сына - гордость и опора", счастье - это любимая работа, для Н.Мордовиной "поэзии прекрасные просторы", счастье - это "верные друзья. Таким образом, счастье для Н.Моровиной - это множество частей, составляющих радость жизни.

3 ученик: Тема военного детства и юности – отдельная страница нашего альбома. Обращение к ней нельзя назвать случайностью…
Если внимательно вчитываться во все поэтические сборники Н.Мордовиной, то на их страницах всегда присутствует стихотворение "Характер". Оно о боли военных лет. 15-летней девочкой встретила войну Н.Мордовина. Для поэтессы этот отрезок жизни очень важен. Именно в те годы закаляется характер будущей поэтессы. Сюжет этого автобиографического стихотворения незамысловат. Девочка - токарь, отстояв смену на заводе, возвращается домой, а дома - старуха бабушка да младшие братья, да нетопленая изба, да колода, неподдающаяся топору.
И тогда, собрав все силы,
Каких не знала за собой,
Я так топор в тот вяз всадила,
Что в нем увяз он с головой.
Это стихотворение повествует о тяжести военного времени.
Стихи о войне - одна из главных тем творчества Мордовиной. В них поэтесса говорит не только о себе; рядом с ней близкие, люди, работающие на заводе. С болью в сердце она пишет о тяжелых суровых годах в жизни всех людей страны.
В сборнике "Испытание", состоящем 3-х частей, мысли Н.Мордовиной также обращены к памяти о войне. Память о защитниках города-героя Сталинграда жива в сердце народа. К Мамаеву кургану не иссякает людской поток. Первая и вторая части сборника - о войне, о прочности человеческой личности…

4 ученик: А третья часть носит название "Со своей водой". В нее включены стихотворения о природе родного края. И это – очередная страничка нашего альбома…Тема родного края, его природы стали центральной в творчестве Н.Мордовиной. Взгляд на природу у Н. Мордовиной не описательный, а проникновенный. Все подмечает доброе сердце: и "Как в Астрахани ночи хороши!", и Ахтубу, речку-вольницу, и как…
Скоро снова у самого устья
Волга алый накинет платок, -
Это сотни бутонов распустит
Лотос - дельты заветный цветок.
Поэтесса, воспевая природу, красоту родного края, призывает к бережному отношению к ней:
Что с тобою, Волга, сделали?
Не рекой течешь - бедой...
Волны злой отравой налиты,
Словно душенька тоской.
Нам бы жить по-человечьему
Чтоб из Волги воду пить.

5 ученик: А время вновь ставит ещё одну дату …1973 год. Она же открывает следующую страницу альбома.
С именем астраханской поэтессы всесоюзный читатель познакомился в 1973 году. В издательстве «Советская Россия» выходит поэтический сборник "Ахтуба" В него были включены лучшие стихотворения прежних лет и новые. В этом сборнике поэтесса рассказывает о своей большой дружной семье, о Волге, о женском сердце, вспоминает войну. Впервые в этой книжке появляется новая тема - историческая. Интерес к прошлому в этом сборнике только наметился. Эта тема в творчестве Н.Мордовиной занимала центральное место.
Пристальное внимание ей уделено в поэме "Жаркое лето" (Петр Первый в Астрахани). Поэтесса серьезно работала над произведением. Интерес к петровской эпохе Н.Мордовина объясняет личностью Петра, его преобразовательной деятельностью, а также субъективными мотивами. По семейному преданию, муж поэтессы происходит из рода, чей предок во времена Петра получил от царя фамилию, образование, чин капитана, корабль под свое начало, превратившись из неграмотного мордовского паренька в сподвижника царя-реформатора. Н.Мордовина путешествовала по историческим местам, связанным с именем Петра, собирая материал для поэмы.
Поэма "Жаркое лето" впервые издана в 1991 году в сборнике "Иволга над Волгой". Историческая основа поэмы - приезд Петра в Астрахань для подготовки персидского похода. Петр Первый с императрицей Екатериной прибыл в город Астрахань 19 июня 1722 года, сопровождала их многочисленная свита. Город встретил императора торжественно и шумно.
Астрахань интересовала царя давно: ее выгодное географическое положение, судоходная река, имеющая выход к Каспийскому морю, дорога в Среднюю Азию. По указанию Петра в Астрахани разводятся тутовые сады, строятся шелковые фабрики, рыбная ловля передана под особое управление, налаживается производство селитры, которая шла на изготовление пороха, заводится аптекарский огород, сажаются сады и виноградники, дубовые рощи, строятся овчарные заводы, мостятся булыжником улицы. Император заботится о развитии в Астрахани промышленности и торговли, о просвещении. Были открыты цифирные (светские) школы. Изображая историческое прошлое, автор поэмы показывает не только бурную деятельность Петра, но и противоречивость его личности, его влияние на жизнь города и жителей.

1 ученик: Композиционно поэма построена так, что конфликт уже намечен в первой главе.
Не тешило грядущее свидание:
- Ужо кровя повыпустит из вен...
Притихла,
Притаилась в ожидании
Не лучших и несладких перемен
Купеческая Астрахань...
Страх жителей вполне объясним: еще свежи в памяти кровавые события восстания 1705-1706 годов, вызванных введением царских указов по преобразованию русской жизни. Город полнился слухами: "жужжал, как мухоловка, каждый двор", мнения разные, но сходится все в одном:
Ждет Астрахань царя,
Как ждут беды.
Прибывший царь знакомится с городом:
Царь дивился погоде
Отменно!
Трогал стены кремля –
Хороши!
А собор - лепота!
Но приезд царя - не праздное времяпрепровождение, а серьезные цели:
Жадно впитывал Волгу глазами:
Порту место вольней не найти...
Что ж, с Европой тягаться дерзали
И к Востоку проложим пути...
Крепостнице быть портом и - фортом,
Чтоб соседи дурить не могли...
Чтобы мирной, торговой дорогой
Стал нам Каспий во веки


Далее по теме раздела вы можете посетить следующие страницы:
Уроки.Страница 5. Текст как речевое единство.Психология рекламных текстов.(10-11 класс).
Уроки.Страница 8.Факультативное занятие по русскому языку в 10-м классе по теме: "О скверном и святом..."
«Уроки Его Величества Слова».Из опыта работы.
Уроки.Страница 6. Урок-игра «Счастливый случай».Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология».
Уроки.Страница 7."Звуковые средства художественной выразительности"(10-11 класс)


 

Используются технологии uCoz