«Уроки Его Величества Слова».(5).  


Тема урока: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Языковые особенности построения рекламных текстов.
10 класс
Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
Задачи:
1. Изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи.
2. Систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности.
3. Развитие языкового чутья учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, мотивация.
– Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать... Она есть!
Рекламные слоганы – у всех на слуху, и мы повторяем, напеваем и не можем забыть порой навязчивые строки. И это результат работы тех, кто создает рекламу, – рекламистов, или, как сейчас чаще говорят, копирайтеров.
Обратите внимание на термины.
Рекламист – составитель рекламы.
Копирайтер (от англ. copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов.
Представителями этой творческой, интересной профессии я предлагаю вам стать на этом уроке.
Давайте посмотрим два рекламных ролика.
(Видеозапись.)
Какая из двух реклам вам понравилась и почему?
В чем недостатки, на ваш взгляд, другой рекламы?
(Плюсы: динамичный видеоряд, удачное музыкальное оформление, юмор, запоминающийся текст; минусы: статичность, неэмоциональность, слишком много информации, отсутствие образов.)
2. Объявление темы урока. Целеполагание.
Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление?
А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы?
Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока?
(Учащиеся формулируют тему: «Языковые особенности построения рекламных текстов», делают записи в тетрадях.)
Итак, тема определена. А зачем вам знать языковые особенности построения рекламных текстов?
Цель нашего урока – определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. А знание языковых средств, используемых в рекламе, поможет нам совершенствовать языковую культуру и создать в конце урока свой рекламный текст о школе. Почему именно эта тема? Кому, как не вам, выпускникам, сказать о школе то, что привлечет к нам новых учеников? Именно ваша реклама будет удачной, интересной.
Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы – наиболее известные рекламные тексты.
3. Актуализация знаний учащихся.
О целях и видах рекламы вы знаете из курса экономики. Напомните, пожалуйста, основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.)
Каков же механизм воздействия на психологию потребителя? Исследования показывают, что при выборе товара рассудок потребителя играет наименьшую роль. Необходимо «оглушить» потребителя так, чтобы он сделал покупку, воздействовать на какой-либо важный для него мотив.
Помните, мы говорили об этом, обсуждая фрагмент романа В.Пелевина «Generation “П”», главный герой которого – копирайтер.
«...Большинство рекламируемых объектов связывается определенным типом личности, чертой характера... Реклама формулирует это так: “Я спокойный и уверенный в себе человек, поэтому я покупаю красные тапочки”. Субъект, ... желающий добавить в свою коллекцию такие черты, как спокойствие и уверенность в себе, ... запоминает, что надо приобрести красные тапочки».
Реклама должна отвечать какой-либо из потребностей человека; так, реклама красных тапочек обещает приобретение уверенности.
(Карточку с этим словом поместить на доску.)
Давайте обсудим, на какие потребности человека делается акцент в известных вам рекламах.
(Учитель руководит обсуждением, двое учащихся фиксируют результаты обсуждения на листах и крепят их на доске.)
Постепенно появляются следующие записи (как вариант):
– надежность;
– творчество;
– любовь;
– сила;
– традиции;
– бессмертие (здоровье).
Скажите: акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы?


4. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста.
Определим структурные элементы рекламы: вступление, основная часть, заключение. Особое внимание уделяется формулировке слогана.
(Работа с термином: слоган (англ.) – рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.)
Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой.
Уважаемые копирайтеры! Проведем диалог с текстом, чтобы определить, во-первых, какие языковые средства позволяют уместить океан информации в ударную строку, и, во-вторых, каков механизм воздействия на потребителя.
Словарики средств художественной изобразительности помогут нам в работе.
Работа с текстами слоганов.
1) Вода замерзает при 0°С.
Доказано Цельсием.
Надежная бытовая техника существует.
Доказано Zanussi.
Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
2) Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка: Чистота – чисто Tide.
Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
3) Есть вещи, которые нельзя купить.
Для всего остального есть Mastercard.
В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
4) Рекламный слоган – Время есть. Есть Meller – основан на использовании многозначности слова есть. Время есть – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение «употреблять в пищу». Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть «Мeller» так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски «Meller».
Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть на существует?
5) Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин.
Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.
6) Хорошо там, где мы есть.
Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражении мы есть, которое воспринимается в значении «мы находимся, существуем». Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд в целом на рекламируемый товар.
7) –Попался, ворюга!
– Вот за это я не люблю кошек.
– Ты просто не умеешь их готовить!
Сделай DEW!
Давайте прочитаем текст построчно и понаблюдаем, как идет приращение смысла с каждой строчкой.
1-я строка – констатируется сам факт воровства, воришка настигнут.
2-я строка – выражение личного отношения к кошкам, которые воруют.
3-я строка вступает в логическое противоречие со всем вышесказанным, поражает своим несоответствием.
В основе построения слогана – обыгрывание оттенков лексического значения слова любить: а) испытывать любовь к кому-нибудь, чему-нибудь; б) иметь склонность, пристрастие к чему-либо (любить фрукты).
Такое намеренное соединение в одном тексте двух значений одного и того же слова – каламбур – привлекает внимание, готовит к восприятию последней фразы Сделай DEW! Как вы понимаете его? (Сделай что-нибудь необычное, отличись.)
5. Развитие творческого мышления учащихся.
Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким, легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи!
Работаем в парах, фиксируя результат маркером на листе. По мере окончания работы листы с написанными текстами – слоганами – закрепляются на доске.
6. Подведение итогов урока.
• Какой текст рекламы о школе вам понравился больше?
• Какие средства художественной изобразительности вы использовали?
Рекламные слоганы построены так, что в них выражается вся информация о данном товаре, и потребитель воспринимает и запоминает лишь главные слова и выражения, которые как бы записываются в подсознании. Знание законов построения рекламных текстов позволит нам ориентироваться в «океане информации».
7. Домашнее задание.
Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.
Средства художественной изобразительности
Антитеза – стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравнимых понятий, реализуемых на уровне словосочетания, предложения, фразы.
Инверсия – изменение обычного порядка слов с целью усилить выразительность речи.
Каламбур – игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта.
Параллелизм – фигура речи, заключающаяся в тождественности синтаксического строя двух или более смежных отрезков текста.
Парцелляция – деление предложения на отдельные смысловые блоки, когда информация подается по частям: при этом каждая часть отделяется интонацией (в устной речи) и знаками препинания (точкой или запятой в письменной речи).
Трансформация – преобразование фразеологических единиц, образное их «обыгрывание».
Эллипсис – пропуск подразумеваемого члена предложения, чаще глагола.


УРОК - ИГРА "ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ"
Тема: Биография И.С. Тургенева
Цель:
1. Формировать у учащихся понимание эпохи, в которой жил писатель.
2. Учить учащихся видеть взгляды Тургенева, особенности его литературного творчества.
3. Воспитывать у учащихся интересы к творчеству Тургенева.
Методы: рассказ, беседа.
Оборудование: диафильмы, фрагменты фильма.
На доске: "Нет счастья вне Родины" И.С. Тургенев
ХОД УРОКА
Вдумайтесь в слова эпиграфа- каждый из вас внимательно послушайте рассказ учащихся, составьте план к биографии писателя. В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Что повлияло на формирование личности писателя, гражданина И.С. Тургенева?
За стол садится ученик, исполняющий роль Тругенева. Второй ученик обращается к Тургеневу:
- На 10 часов назначена Ваша встреча с корреспондентами.
Тургенев:
- Если они пришли, зовите.
2-ой ученик выходит за дверь, приглашая корреспондентов:
- Входите господа.
(Тургенев и корреспонденты приветствуют друг друга легким поклоном, а потом все усаживаются за стол).
1- корреспондент:
- Иван Сергеевич, какие воспоминания остались у Вас о детских, юношеских годах, о родителях, о доме, где вы воспитывались?
Тургенев:
- Я родился 28 октября 1818 года в г. Орле но детские годы моли прошли в имении моей матери - селе Спасское-Лутовиное. Умной, образованной, но своевольной, властолюбивой женщиной была моя мать. Она прожила сиротливую несчастную молодость, но став наследницей громадного состояния, дала волю своему деспотизму.
Домашнее воспитание было поручено гувернерам и учителям. В доме громадном, барском доме в сорок комнат - была большая библиотека. Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма "По тургеневским местам", где увидите Спассколе-Лутовиное моих родителей. (Показывается фрагмент фильма или диафильма).
Да, я родился и врос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне.
2- корреспондент:
- Кто оказал влияние на Ваше мировоззрение, с кем Вы были дружны? Где учились? Кто был Вашими друзьями?
Тургенев:
- В 1827 году наша семья переехала в Москву. Сначала в частном пансионе, затем в пансионе при Лазаревском институте прошел я средне-школьный курс и осенью 1833 года поступил в Московский университет. Проучился год, а затем перевелся в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В мае 1838 года я еду в Берлин "доучиваться". В Берлинском университете изучал историю, филологию, философию Гегеля.
В Берлинском университете я сошелся со Станкевичем, Грановским, Бакуниным, которые были также слушателями университета. В 40-х годах большое влияние на меня оказал Белинский. Дружба с ним началась вскоре после возвращения на Родину. В середине 40-х годов я сблизился и с Некрасовым. С Некрасовым меня связывают долгие годы крепкая дружба.
Бакунин (ученик из класса):
- Из писем Ивана Сергеевича ко мне видно, как он увлекался чтением, как страстно любил читать, каким он был трудолюбивым. (Бакунин читает письма)
"Бакунину. 1840 г. Мариенбад.
У нас в деревне был огромный дом. Нам, детям, казался он тогда целым городом. В нашей комнате стояли запыленные шкафы домашней работы, черной краски со стеклянными дверями: там хранились груды книг 70-х годов, в темно-бурых переплетах, кверху ногами, боком, плашмя, связанные бечевками, покрытые пылью- Мне было 8 или 9 лет. Я сговорился одним из наших людей, молодым человеком, даже стихоплетом, порылся в заветных шкафах. Дело было ночью: мы взломали замок, и я, став на его плечи, исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унес к себе - а я другую спрятал под лестницу, и с биением сердца ожидал утра- Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали - и как читали! Или правильнее он читал - и как читал! Сперва каждый стих скороговоркой, так себе - начерно, потом с ударением, с напряжением и с чувством - набело. Немного пестро, но приятно. Я слушал - мало! Внимал - мало! Обращался весь в слух - мало! И классически: пожирал все - мало! Глотал - все еще мало! Давился - хорошо!"
"Михаилу Бакунину, 1840. Мариенбад.
Я приехал в Берлин, предался науке- Мишель! Нам надо будет заняться древними языками. Нам надо будет усердно работать в начале зимы- Университет, занятия, а вечером будет сходится у твоей сестры, ходить слушать хорошую музыку, составим чтения-"
1- корреспондент:
- Январь 1847 года был для культурной жизни России и для Вашей творческой судьбы знаменательным. В 1-ом номере "Современника", уже редактируемого Некрасовым, был напечатан Ваш очерк "Хорь и Калиныч" с пометкой после заглавия "Из записок охотника". Был исключительный успех. Это побудило Вас продолжить серию "Охотничьих рассказов". Помнится, что в 1848-1851 годах в "Современнике" было напечатано еще 20 рассказов, а в 1852 году "Записки охотника" вышли отдельной книгой.
2-ой корреспондент:
- Сколько всего рассказов входило в окончательный состав книги?
Тургенев:
- 25 рассказов. Мне хотелось бы обратиться к моим читателям с вопросами: какие рассказы из "Записок-" вам особенно запомнились?
Ученик из класса:
- Я прочитаю отрывок из рассказа, а Вы назовите сам рассказ. (Читает отрывок из рассказа "Певцы", ребята называют рассказ). Еще один ученик читает наизусть отрывок из рассказа "Бургомистр" и объясняет свой выбор: чем понравился ему рассказ.
1-ый корреспондент:
- Скажите, за что Вы подверглись ссылке?
Тургенев:
- В 1852 году я был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при опубликовании статьи, посвященной памяти Н.В. Гоголя. Но это обвинение было использовано, как удобный предлог. Истиной же причиной ареста были "Записки охотника" и в связи с прогрессивными кругами революционной Европы - Бакуниным, Герценом и др. Месяц я провел на съезжей (в полицейском участке) Адмиралтейской части в Петербурге, а потом по высочайшему повелению, был сослан в родовое имение Спасское под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии.
Корреспондент "Русского вестника":
- Я внимательно следил за Вашим творчеством. В 50-е годы Вы написали рассказ "Муму", ряд повестей, роман "Рудин" (1855 г.), "Дворянское гнездо" (1856-1858 г.г.), рассказ "Ася" (1858). Роман "Рудин" очень интересен. Я знаю, что в облике Рудина без труда все узнали друга М.А. Бакунина - известного в будущем всему миру революционера-анархиста. Скажите, какой вопрос волновал Вас, когда Вы создавали "Рудина"?
Тургенев:
- Да. В начале 1869 года журнал "Русский вестник" напечатал мой третий роман "Накануне". Вспомните, какие прекрасные слова говорит главный герой Инсаров: "А люблю ли я свою Родину? Что же другое можно любить на земле?- И когда эта Родина нуждается в тебе-".
Елена уехала в Болгарию продолжить революционное дело своего мужа. Почему уехала, не осталась? Реальных возможностей в России я не видел.
Так вот. В связи с выходом романа "Накануне" Добролюбов написал статью "Когда же придет настоящий день?"
Добролюбов (ученик из класса):
- В своей статье я утверждал, что вы, Иван Сергеевич, чутко уловили "веяния новых требований жизни, попробовали встать на дорогу, по которой совершается передовое движение нашего времени".
Я высоко оценил Вашу писательскую честность и правдивость. Я сделал ввод, что несмотря на то, что вы сделали Инсарова болгарином, а Елена не вернулась в Россию, "приближается время "широкой деятельности". Нам нужен русский Инсаров. Придет же он наконец, этот день".
- Около 10-ти лет я был сотрудником журнала "Современник". Статья Добролюбова была по моим убеждениям, и я буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда статья была опубликована, я покинул журнал "Современник". Уход из журнала был тягостен для меня.
Корреспондент:
- Какой роман Вам более всего дорог?
Ученик, обращаясь к Тургеневу:
- Иван Сергеевич, Вы отдохните, а я расскажу Вашим слушателям историю создания романа. Думаю, Вы (обращается к классу) сами назовете этот роман.
Роман писался, пожалуй, в самый тревожный и драматический период жизни писателя. Замысел возник в 1860 году в Англии, во время летнего отдыха на острове Уйат. Тургенев продолжал работать над романом в конце 1860 - начале 1861 года в Париже. В мае 1861 года писатель вернулся в Спасское. В августе 1861 года роман был напечатан в самом реакционном журнале "Русский вестник".
Что это за роман?
Класс: - "Отцы и дети".
Корреспондент:
- Какие проблемы волновали Вас в 70-е годы?
Тургенев:
- Эпоха 70-х годов - эпоха революционного народничества. Она, эпоха, обострила мой интерес к вопросам политической борьбы. Я близко сошелся с одним из идейных вдохновителей "хождения в народ" П.Л. Лавровым.
Лавров (ученик из класса):
- Вы считали невозможным для нас сблизиться с народом, внести в него пропаганду социалистических идей. Не во всех Ваших высказываниях видна была ненависть к правительственному гнету и сочувствие всякой попытке бороться против него. Это настроение определило идейный замысел в романе "Новь", который Вы написали в 1876 году.
Корреспондент:
- Вы часто и подолгу жили за границей. В чем причина?
Тургенев:
- Я с детства ненавидел крепостное право. Я не мог видеть как оно губит русский народ. Реформа 1861 года тоже ведь не принесла счастье народа. Я уехал за границу, чтобы не видеть этого ужаса. Второй причиной была Полина Виардо.
(В класс входит Полина Виардо в белом длинном платье-она здоровается по - французски. Все мужчины встают, приветствуют даму легким поклоном. Тургенев идет ей на встречу, берет за руку, подводит к столу. Они стоят вместе).
Тургенев:
Еще в 1843 году произошло важное событие в моей жизни: я познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Она принесла мне много счастья, но радость и горе, счастье и отчаяние шли рядом. Женой моей она стать не могла: у нее были дети, муж. Отношения сохранили чистоту дружбы.
Полина Виардо:
- Нельзя без волнения читать строки из письма Ивана Сергеевича ко мне.
"Полина Виардо, 1846 год. Петербург.
Пишу вам накануне отъезда в деревню. Собираюсь в полнейшем уединении провести четыре месяца, среди статей, которые я так люблю. Беру с собой несколько хороших книг, надеюсь, что воспоминания, планы насчет будущего, труд и охота помогут мне довольно приятно провести время. Смею думать, что Вы не забудете сообщать мне время от времени, что у Вас делается. Будьте здоровы и счастливы на сколько возможно. Работайте много и думайте немножко о тех, кто Вас любит-
Вот уже три месяца, как Вы уехали- Сколько остается еще до Вашего возвращения? Вернетесь ли Вы?
Прощайте пока. Возвращайтесь к нам такой же, какой уехали- Здесь Вы найдете все также, как Вы оставили.
Итак, досвидания, рано или поздно-
Весь Ваш И. Тургенев". (¦ 58)
"Полине Виардо, 1850 г. Петербург.
Дорогая моя, хорошая мадам Виардо, любимая, дорогая женщина, как Вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы мне на ум сотни раз, нет ночи, когда бы я не видел Вас во сне. Теперь в разлуке, я чувствую больше, чем когда-нибудь силу уз, скрепляющих меня с Вами и вашей семьей, я счастлив, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен от того, что так далеко от Вас!
Суббота, 28 октября.
В будущий вторник исполняется 7 лет с тех пор, как я первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, мне кажется хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении 7-ми лет, что я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своем пути - было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность не имеет границ и умрет только со мной". (¦ 133)
Тургенев:
- Прочитайте такие мои произведения, как "Дворянское гнездо", "Накануне", "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды", и Вы увидите, как поэтически рисую я чувства любви, приносящего человеку и радость, и горе, но всегда делающего его лучше, чище. Когда я писал эти произведения, перед глазами была моя Полина.
Полина Виардо:
- Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности. Иван Сергеевич живет за границей интересами и радостями моей семьи. Однако, связи с родиной он никогда не терял. Переписка с друзьями, встреча сними, неослабимый интерес к русской литературе, регулярные наезды в Россию помогали Ивану Сергеевичу чутко улавливать новые веяния в России.
Живя за границей, Вы (смотрит на Тургенева) познакомились и подружились с выдающимися французскими писателями: Флобером, Золя, Доде, Мопассан. Вы были пропагандистом русской литературы за рубежом. Вы сами переводили на иностранные языки лучшие произведения русских писателей. Вы много сделали для того, чтобы родная литература приобрела мировую известность. (Тургенев сажает Полину Виардо за стол, садится сам).
Корреспондент:
- Расскажите о цикле стихотворений в прозе. Какие из них больше любите?
Тургенев:
- Я был уже больным стариком. Назвал цикл стихотворений в прозе "Старческое". Одно из самых замечательных среди них - стихотворение "Порог". Это страшное испытание, которое испытывает девушка-революционерка, она перешагнула порог. Прототип стихотворения - революционерка Вера Засулич.
Но одно стихотворение я люблю больше всех. Послушайте его. (звучит грамзапись стихотворения "русский язык").
Корреспондент:
- Лучше сказать, чем я сказал в стихотворении "Русский язык", я не могу, так как считаю, что русский язык и Родина едины. (Все встают из-за стола и уходят).
Ученик:
22 августа 1883 года Тургенев умер. На проводах праха Тургенева из Парижа в Россию Эмон Абу сказал: "Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы этого пожелали, но Вы всегда оставались верными России-"
9 октября 1883 года прах Тургенева прибыл в Петербург. Вокруг Волкова кладбища были расположены казачьи сотни, в похоронной процессии находились агенты наблюдательной охраны. Публика допускалась на кладбище по специальным билетам. Анна Ильинична Ульянова, которая была на похоронах вместе с братом Александром, вспоминала: "Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительств", неблагонадежного "писателя".
Г. Лопатин (в письме к П. Лаврову от 22 октября 1883 года)
"- Правительство явно сделало все, чтобы отнять у похорон демонстративный характер и обесцветить их, несмотря на это, т.е. прямо назло ему демонстрация вышла грандиозно, т.е. щелчком ему по носу".
Он не увидел Родины, но родина поклонялась ему, его бессмертным творением. Письма, просьбы, статьи уехавших и тех, кто просится назад свидетельствуют об этом.
Беседа с к


Далее по теме раздела вы можете посетить следующие страницы:
Урок.Страница 6 . Урок-игра «Счастливый случай» по теме «Лексика и фразеология».
«Уроки Его Величества Слова».Опыт работы.
Методическая «копилка»
Урок.Страница 7."Звуковые средства художественной выразительности" (10-11 кл)
Урок.Страница 8.Факультативное занятие по русскому языку в 10-м классе по теме: "О скверном и святом..."


 

Используются технологии uCoz