Примерное планирование уроков литературы (2)  


Примерное планирование уроков литературы в 8 классе
(68 часов по программе)

Введение

Урок 1. Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Лекция учителя, по ходу которой учащиеся составляют план. Знакомство с программой по литературе для 8 класса.

Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни

Уроки 2-3. Исторические, бунтарские и разбойничьи песни как вид устного народного творчества
Выразительное чтение. "Думы Степана Разина", "Ты звезда ли, моя звёздочка..."
Изучение (по учебнику) статьи Алексея Толстого Земля оттич и дедич". Выяснение основной мысли статьи.
Заключение. Что общего у исторических песен с былинами и в чём их различие?

Лирические песни

Урок 4. Лирическая песня. "Помню я ещё младёшенька была...", "Ай вы, ветры, ветры буйные..."
Чтение материалов учебника и помещённых в нём народных лирических песен. Прослушивание песен в грамзаписи.

Русская старина

Урок 5. Житийный жанр в древнерусской литературе. "Житие Сергия Радонежского"
Знакомство со статьёй "Люди древней Руси" (стр. 16). Беседа об исторических лицах, о которых велась речь на уроках литературы и истории.
Выразительное чтение "Жития Сергия Радонежского", то есть повествование о жизни Сергия Радонежского, признанного церковью святым. Работа со словарём: келья, литургия, игумен, псалом и др.

Уроки 6-7. Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (фрагменты)
Рассказ учителя о расколе в русской православной церкви 17 века.
Устное описание иллюстрации картины В. Сурикова "Боярыня Морозова", сравнение с тем описанием, которое дано в учебнике.
Выразительное чтение "Жития протопопа Аввакума" с комментариями. Работа над непонятными словами.
Пересказ эпизодов из жизни протопопа Аввакума, наблюдения над характером героя.

Русская литература XIX века. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"

Урок 8. А.С. Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка". (Историческая основа повести)
Урок - лекция.
Лекция учителя об исторической основе повести. Составление учащимися плана лекции.
Знакомство с записями А.С. Пушкина о работе над материалами о Пугачёвском восстании. Беседа о прочитанном.

Урок 9. Знакомство с главными героями повести. Рассказчик Пётр Андреевич Гринёв (I глава)
Выяснение смысла пословицы, взятой А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа. Рассказ учащихся о жизни Петруши в родительском доме. Чтение эпизодов ("Встреча Гринёва с вожатым", "В Симбирском трактире") в лицах.
Беседа по содержанию. Что же примечательного в характере Петра Гринева?

Урок 10. "Воспитание жизнью продолжается". Гринёв в Белгородской крепости
Усвоение содержания 2-5 глав повести. Чтение иносказательного разговора Пугачева и хозяина постоялого двора.
Заочная экскурсия по Белгородской крепости и знакомство с её обитателями.
Как же закончился первый день жизни Гринёва в крепости? А второй день? Охарактеризовать отношения Гринёва со Швабриным.

Урок 11. Пугачёв у ворот Белгородской крепости. (Усвоение содержания 6-12 глав повести "Капитанская дочка")
Анализ действий Пугачёва и правительственных войск. Выразительное чтение сцены с пленным башкирцем. (Для чего эту сцену показал автор? Как смотрит Гринёв на происходящие события?)
Рассказ учащихся о судьбе коменданта Белгородской крепости, его жены Василисы Егоровны и дочери. На чьей стороне автор? Народ? Рассказчик Гринёв? А вы?

Уроки 12-13. Емельян Пугачёв - центральный герой повести. Его встречи с Гринёвым
Анализ сцен, в которых встречаются Гринёв и Пугачёв. Глава 2 "Вожатый". Глава 8 "Незваный гость". Глава 11 "Мятежная слобода". (Каково первоначальное впечатление Гринёва о Пугачёве и пугачёвцах? А после разговора "с глаза на глаз"? Как пейзаж помогает понять настроение Гринёва, его душевное состояние?)
Выразительное чтение в лицах калмыцкой сказки Пугачёва. В чём смысл этой сказки? Что понял верно и чего не понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании? О чём говорит оценка "затейлива"? Как Пугачёв отнёсся к последним словам Гринёва?

Урок 14. Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Утверждение автором идеалов гуманности, чести и долга
Индивидуальные сообщения учащихся. ("Жизнь Гринёва до начала Пугачёвского восстания", "Пребывание Гринёва в Белгородской крепости и общение с семейством Мироновых", "Встречи с Пугачёвым", "Гринёв и Савельич".) Беседа по образу Гринёва. Составление плана. Обобщение и выводы. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически оправдано.

Урок 15. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота
Рассказ о первом знакомстве с Машей Мироновой и о произведённом впечатлении на читателя.
Развёрнутые ответы на вопросы: Как открывается характер Маши Мироновой в любви к Гринёву? Какие изменения и почему произошли в характере Маши Мироновой по сравнению с началом повествования?
Подробный пересказ и анализ сцены "Встреча Маши Мироновой с императрицей". Почему Екатерина II помиловала Гринёва? Обобщения и выводы. Автор подчёркивает в характере героини высокие душевные качества, смелость и стойкость, близость к народу.

Урок 16. "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы". А.С. Пушкин
Урок - лекция о художественных особенностях повести "Капитанская дочка". Своеобразие композиции. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Роль эпиграфов.

Уроки 17-18. Урок развития речи
Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка":
1. Мои любимые страницы повести.
2. Образ Пугачёва
3. Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской воине назвал "Капитанская дочка"?
4. Формирование характера и взглядов Петра Гринёва.
5. История Маши Мироновой.

Уроки 19-20. Урок внеклассного чтения
"Береги честь смолоду." (По роману В.А. Каверина "Два капитана".)

Урок 21. Михаил Юрьевич Лермонтов - певец свободы ("Узник". "Пленный рыцарь")
Слово о Лермонтове с чтением его стихотворений, изученных в младших классах. Знакомство со стихотворениями "Узник", "Пленный рыцарь", выяснение главного смысла этих произведений. Символический образ тюрьмы в лирике Лермонтова.
Сравнение как основной композиционный приём в стихотворениях.

Урок 22. М. Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри"
Слово учителя об истории создания поэмы, её теме и идее. Выразительное чтение поэмы "Мцыри", комментарий по ходу чтения. Работа с трудными словами: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. Работа с иллюстрациями.

Уроки 23-24.Идейное содержание поэмы. "Мцыри - любимый идеал Лермонтова" (В. Г. Белинский)
Идейное содержание поэмы. Главный герой Мцыри. Художественный рассказ о жизни Мцыри в монастыре и во время скитаний. Беседа. (Что увидел герой Лермонтова на воле? Как раскрылся характер Мцыри за "три блаженных дня"? Какова цель побега? Почему мечта Мцыри увидеть свою Родину оказалась несбыточной?)
Чтение наизусть выученных глав. Реферат или индивидуальные сообщения учащихся на тему "Особенности построения поэмы (роль вступления, лирического монолога, пейзажей)".
Обобщения и выводы. В образе главного героя поэт выразил свои мечты о человеке, который стремится к свободной жизни и готов к борьбе за неё. Значение поэмы.
Домашнее сочинение
1. Мои размышления над прочитанной поэмой М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
2. В чем для Мцыри смысл жизни?
3. Природа в понимании Мцыри.
4. "Кругом меня цвёл божий сад" (Мцыри на свободе)

Урок 25. Урок развития речи
Анализ написанных сочинений по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Урок 26. Внеклассное чтение
"Я знаю произведения М.Ю. Лермонтова и люблю их". ("Маскарад", "Демон", "Боярин Орша" - по выбору учащихся.)

Николай Васильевич Гоголь. "Ревизор"

Урок 27. Н.В. Гоголь - великий сатирик. Комедия "Ревизор". История создания
Слово о Гоголе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".
Знакомство с героями. Чтение 1 действия учителем или подготовленными учениками в лицах или просмотр кинофильма.
Работа над словами: инкогнито, предуведомить, присутственное место, коллегия, натурально, арапник.

Уроки 28-30. Усвоение содержания комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Выразительное чтение комедии в лицах хорошо подготовленными учащимися.
Художественный пересказ сцен. Словарный комментарий. Наблюдения над характерами, поведением главных героев. Беседа по содержанию каждого действия. Вопросы в учебнике (стр. 160-161). Выводы.

Урок 31. Хлестаков и хлестаковщина
Выступления учащихся, рассказ с использованием цитат. Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. Вопросы в учебнике (стр. 161).

Урок 32. Образы чиновников
Сообщение учащихся о правителях уездного города: городничем, судье Ляпкине-Тяпкине, попечителе богоугодных заведений Землянике, почтмейстере Шпекине, смотрителе училищ Хлопове.
Поведение чиновников. Разоблачение автором нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед "ревизором" как основа развития комедийного действия.

Урок 33. "В театре Н.В. Гоголя на "Ревизоре" (Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
Урок - инсценирование отдельных сцен комедии. Рецензирование игры "актёров".
Развитие действия в пьесе (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
Значение авторских ремарок. Учитель делает обобщение о силе и злободневности гоголевской сатиры, о значении эпиграфа, об интересных постановках комедии, исполнителях главных ролей.

Уроки 34-35. Урок развития речи
Сочинение по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
1. Уездный город и его обитатели. (По комедии Гоголя "Ревизор".)
2. Хлестаков и Осип.
3. Что роднит Хлестакова и городничего?
4. В уездный город приехал настоящий ревизор...
(Мои размышления над комедией Гоголя "Ревизор".)

Уроки 36-37. Внеклассное чтение
"Петербургские повести" Гоголя. (По выбору учащихся.) Урок 38.Иван Сергеевич Тургенев. "Ася" - повесть о любви
Слово о писателе. Чтение статьи в учебнике об истории создания повести. Художественный пересказ повести с выразительным чтением отдельных эпизодов. Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.

Урок 39. Образ "тургеневской" девушки
Работа по содержанию повести. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов "Разговор господина Н. и Аси" (гл. 9), "Сцена в домике фрау Луизы" (глава 16). Судьба русской девушки.
Поэтическая атмосфера повести.

Урок 40. Герои повести Тургенева и моё отношение к ним
Урок - диспут. Примерные вопросы:
1. Ваши впечатления о прочитанной повести.
2. Можно ли героиню Тургенева назвать девушкой экстравагантной? Какие мысли и чувства вызывает у вас Ася?
3. Почему любовь Аси господина Н. "смущала"?
4. Можно ли господина Н. назвать человеком легкомысленным?
5. Господин Н. не женился на Асе. Прав ли он?
6. Принесла бы счастье им обоим женитьба?
Выводы учителя о сложности человеческих взаимоотношений, об ответственности человека перед другими людьми.

Урок 41. Лев Николаевич Толстой. "После бала". Жизненные источники рассказа
Слово о писателе, чтение по учебнику "Жизненные источники рассказа "После бала" (стр. 228-230).
Знакомство с содержанием рассказа. Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.
Беседа. (Когда, в какое время происходили события в рассказе? Почему в 900-е годы 19 в. Лев Николаевич Толстой вспомнил случай, произошедший в юности, и положил его в основу своего рассказа?)

Уроки 43-44. Обличительная сила рассказа "После бала". Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа
Автор и рассказчик в произведении.
Художественный пересказ "После бала". Беседа по содержанию. Вопросы в учебнике).
Наблюдения за поведением и внешностью полковника на балу и после бала. Почему он оказался человеком жестоким по отношению к солдату? Можно ли его назвать человеком двуличным? Почему Толстой противопоставляет две части рассказа? Рассказ учащихся об Иване Васильевиче. Чтение по учебнику статьи "Композиция", выполнение заданий.
Работа с иллюстрациями к рассказу.

Урок 45. Владимир Галактионович Короленко. "Огоньки" - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни
Слово о писателе. Чтение по учебнику воспоминаний М. Горького о Короленко "Человек с большим и сильным сердцем". Знакомство с поэтической миниатюрой "Огоньки". Переносный, обобщающий смысл миниатюры.
Чтение высказываний русских писателей о Короленко.

Урок 46. Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке "Парадокс"
Художественный пересказ "Парадокса" с чтением эпизодов. Наблюдения над характером, поведением, настроением главного героя. Беседа с учащимися о смысле жизни и высоком назначении человека.

Урок 47. "Безумство храбрых - вот мудрость жизни!" М. Горький. (Символика - аллегорический смысл "Песни о Соколе")
Слово о Горьком. Выразительное чтение "Песни о Соколе" или прослушивание в грамзаписи. Наблюдения над композицией, языком
"Песни...".
Беседа с элементами комментированного чтения. (В чём заключается подвиг Сокола? Смысл противопоставления Ужа и Сокола? Что понимает под "безумством" и "правдой" Уж и что значит "безумство храбрых", провозглашаемое в "Песне..."?)
Работа над афоризмами.
"Безумство храбрых - вот мудрость жизни - лейтмотив "Песни...". Активная, мужественная, дерзновенная поэзия, исполненная жажды подвига.

Урок 48. М. Горький. "Сказки об Италии". Прославление в "Симплонском туннеле" человеческого единства, труда, доброты
Рассказ учителя о пребывании М. Горького на Капри и создании "Сказок об Италии". Выразительное чтение сказки - очерка "Симплонский туннель". Беседа по содержанию. Наблюдения над языком.
Развитие понятия об авторской сказке: романтическая сказка - очерк.


Примерное планирование уроков литературы в 9 классе
(102 часа по программе)
Под редакцией В.Г. Маранцмана

Урок 1. Введение. Литература - это "учебник жизни". Н.Г. Чернышевский
Лекция учителя.
Общее понятие об историко-литературном процессе. Отличие художественной литературы от научной. Значение литературы в развитии общества.
Знакомство с учебником литературы. Обмен впечатлениями о прочитанных летом книгах.

Урок 2. Роды и жанры античной литературы. Эсхил "Прометей Прикованный"
Рассказ учителя о родах и жанрах античной литературы. Записи в тетрадях. Индивидуальные сообщения учащимися сведений о жизни Эсхила и его пьесах "Молящие", "Персы". Художественный пересказ "Прометея Прикованного". Беседа по вопросам учебника

Литература эпохи возрождения (9 часов)

Урок 3. "От Средневековья к Возрождению". Данте Алигьери
Лекция учителя, чтение цитат из "Божественной комедии" Данте. Индивидуальные сообщения учащихся о русском Возрождении. Видные русские просветители и художники. Андрей Рублёв. Протопоп Аввакум.

Урок 4. Джованни Бокаччо. "Декамерон"
Слово учителя о жизни и творчестве Бокаччо. Выборочное чтение новелл. Подробный пересказ самостоятельно прочитанных новелл.

Урок 5. "Шекспир, божественный, великий, недостижимый." В.Г. Белинский
Урок-лекция о творчестве писателя
Составление хронологического плана. Индивидуальные сообщения учащихся о трагедиях. 1. Трагический характер любви Ромео и Джульетты. ("Ромео и Джульетта.") 2. Король Лир и его дочери. ("Король Лир.")

Урок 6. Величайшая трагедия В. Шекспира "Гамлет"
Слово учителя о месте трагедии "Гамлет" в творчестве Шекспира. История сюжета. Время и место действия.
Пересказ учащимися содержания с чтением в лицах некоторых фрагментов. Глубина конфликта Гамлета с королём и его окружением.

Урок 7. "Старый спор и вечно живые вопросы." (По трагедии В. Шекспира "Гамлет")
Диспут
Вступительное слово учителя об отзывах Белинского, Герцена, Тургенева, Лермонтова о главном герое шекспировской трагедии.
Учащиеся принимают или отвергают их точку зрения. Вопросы для диспута:
1. Сильный или слабый человек Гамлет?
2. Способен ли он на самопожертвование?
3. Пылок он или холоден?
4. Что заставляет Гамлета медлить с исполнением долга?
5. Любил ли Гамлет Офелию?
6. Чем больше потрясён Гамлет: смертью отца или всеобщим неустройством мира?

Урок 8 . Классицизм во Франции. "Остроумие и блеск" комедий Мольера
Краткий очерк творчества
Слово учителя о расцвете классицизма в искусстве Франции. Выступления учащихся о жизни и личности французского драматурга, краткий очерк творчества. Выразительное чтение сцен из комедий "Скупой", "Мещанин во дворянстве". Выводы: черты классицизма в комедии.

Урок 9 . Обзор содержания комедии "Мещанин во дворянстве" (С чтением и анализом отдельных сцен)
Художественный пересказ содержания комедии, чтение по ролям отдельных сцен, их анализ. Прослушивание реферата "Мещанин во дворянстве" - сатира на дворянство и буржуа.
Выводы учителя о художественном мастерстве комедийной интриги писателя-драматурга. Общечеловеческий смысл комедии.

Урок 10. Расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Поэтический гений Байрона
Лекция
19 век - расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Черты романтизма. Наиболее известные представители. Очерк жизни и творчества Байрона.
Выразительное чтение стихотворений "Душа моя мрачна..." в переводе М.Ю. Лермонтова, "Тех дней забыть мне не дано..." в переводе Л. Шифферса, "Расставание" в переводе С. Маршака и др.
Индивидуальное сообщение "Восстание в Греции, его роль в судьбе Байрона."

Урок 11. "Я проснулся и увидел себя знаменитым" (Поэма Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда")
Слово учителя о создании поэмы, о молодом герое, разочаровавшемся в жизни, в обществе, в людях. Выразительное чтение отрывков из поэмы, анализ содержания по вопросам, чтение статьи в учебнике. Образ автора в поэме.
Заключение о поэзии Байрона в России в переводах В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока.

Уроки 12—13. Внеклассное чтение
Зарубежные исторические романы. В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". В. Скотт "Айвенго". Урок - конференция. Прослушивание и обсуждение рефератов учащихся по произведени ям В. Гюго и В. Скотта.
Темы рефератов:
1. "Яркие картины народной жизни Парижа 15 столетия." (По роману Гюго "Собор Парижской Богоматери".)
2. "Философия добра и зла". (По роману В. Гюго "Собор Парижской Богоматери".)
3. Встреча с Вальтером Скоттом - человеком, историком и гениальным писателем.
4. Народный заступник Локсли в романе В. Скотта "Айвенго".

Древнерусская литература (4 часа)

Урок 14. Русская литература 11-12 веков. Письменность и просвещение. Возникновение летописи. "Повесть временных лет" - историко-художественный памятник отечества
Лекция, сопровождаемая индивидуальными сообщениями учащихся, чтением фрагментов. Возникновение литературы на Руси, основные темы и жанры литературных произведений 11-12 веков. Выступления учащихся. 1. "Культура древней Руси". 2. "Самобытность и оригинальность жанров древней русской литературы: жития, хождения, летописи."
"Повесть временных лет" (общий обзор с чтением отдельных отрывков).

Урок 15. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы
Слово учителя об открытии "Слова", исторической эпохе, отраженной в "Слове". Работа с иллюстрациями в учебнике (стр. 41-45), чтение статьи "Историческая основа "Слова".

Урок 16. Комментированное чтение "Слова о полку Игореве". Основная идея слова - "призыв русских князей к единению..."

Урок 17. Главные герои "Слова". Поэтические особенности языка. Полемика вокруг авторства
Слово учителя о произведении, характеристика главных героев: князя Игоря, его брата Всеволода, киевского князя Святослава. Составление плана "Слова" и художественный пересказ эпизодов по этому плану. (1. Поход Игоря. 2. Вещий сон Святослава и его "золотое слово". 3. Возвращение Игоря из плена.) При пересказе сохранять стиль "Слова..." Заключение. Полемика вокруг авторства "Слова..."

Уроки 18-19. Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве"
1. Чем ценно идейное содержание "Слова о полку Игореве"?
2. Князь Игорь и его брат Всеволод во время похода.
3. "Слово..." - величайший памятник древнерусской литературы.

Литература 18 века (11 часов)

Урок 20. Общая характеристика русской литературы 18 века
Урок - обзор
Рассказ учителя о реформах Петра I в России, о развитии русской литературы 18 века. Конспектирование статьи из учебника "Классицизм". Беседа по конспекту, выявление особенностей русского классицизма.

Урок 21. Михаил Васильевич Ломоносов - учёный и общественный деятель. Труды Ломоносова в области языка и литературы

Лекция учителя.

Урок 22. Поэтическая деятельность М.В. Ломоносова. Оды Ломоносова. "Разговор с Анакреонтом"
Слово учителя о Ломоносове, о широте, глубине и разнообразии его научных интересов. Рассказ учащихся о трудах Ломоносова в области языка и литературы. Теория "трех штилей". Выразительное чтение од "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы", "Ода на взятие Хотина", "Разговор с "Анакреонтом". Идейное содержание этих произведений. Тема поэта и поэзии.

Урок 23. Гавриил Романович Державин - поэт и гражданин. Литературная деятельность
Слово о поэте. Выразительное чтение произведений "Фелица" "Властителям и судиям", "Памятник".
Анализ идейного содержания, наблюдения над языком, словарная работа.

Урок 24. "Сатиры смелый властелин" - Денис Иванович Фонвизин
Очерк жизни и творчества. Индивидуальные выступления учащихся:
1. Комедия Фонвизина "Бригадир". 2. Публицистика Фонвизина.

Урок 25. Комментированное чтение комедии "Недоросль"
Идейное содержание комедии. Герои комедии (Простаковы, Скотинин, Стародум)

Урок 26. Проблема воспитания в комедии Д. Фонвизина "Недоросль"
Урок - инсценирование отдельных сцен комедии. (Например, "Примерка кафтана", "Экзамен Митрофана".) Заключение. Образ Митро-фана - образ огромной обобщающей силы.

Уроки 27-28. Урок развития речи
Сочинение по произведению Д Фонвизина "Недоросль". Темы
1. Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?
2. Помещики Простаковы. Какими я их представляю?
3. Почему Стародум, Софья и Милон вызывают наши симпатии?

Урок 29. Сентиментализм как литературное направление 70-х годов 19 века
Своеобразие русского сентиментализма. Н.М. Карамзин. Вступительное слово о литературном направлении - сентиментализм. Конспектирование статьи в учебнике "Сентиментализм", беседа. Индивидуальные выступления учащихся: 1.Н.М. Карамзин - поэт, прозаик и историк. 2."История Государства Российского" как научный труд.

Урок 30. Повесть Карамзина "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей
Пересказ повести от лица героини Лизы и от лица Эраста. Образы героев, их поступки. Выразительное чтение картин природы. Доказать, что через пейзаж автор раскрывает внутренний мир героев.
Черты сентиментализма в повести.

Урок 31. Жизненный подвиг Александра Николаевича Радищева. Обзор содержания "Путешествия из Петербурга в Москву"
Слово о Радищеве. Основные темы "Путешествия..." Идейное содержание. Чтение отрывков, выборочный пересказ фрагментов. Наблюдения над композицией и языком книги. Выводы. Судьба книги Радищева.

Урок 32. Литература 18 века
Урок - зачёт Вопросы
1. Какие лучшие черты русского народа воплотились в личности и деятельности Ломоносова?
2. Труды Ломоносова в области языка и литературы.
3. Основные темы од Ломоносова. Примеры.
4. Какие стороны личности Державина вы цените?
5. Сравните "Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны" Ломоносова и "Фелицу" Державина. Что общего и в чём различие?
6. Чем интересна повесть Карамзина "Бедная Лиза"?
7. Почему Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком"?
8. Как проявляется сочувствие автора "Путешествия..." и его героя к людям из народа?

Урок 33. Литература первой половины 19 века (обзор). Романтизм как литературное направление
Лекция.
Характеристика политической и социальной обстановки первой половины 19 века. Классовая борьба. Борьба литературных направлений. Конспект статьи учебника "Романтизм". Беседа. Выводы. Особенности русского романтизма. Представители русского романтизма.

Урок 34. "Его стихов пленительная сладость". (А.С. Пушкин о В.А. Жуковском) В.А. Жуковский - поэт и переводчик
Слово о В.А. Жуковском - поэте, переводчике, родоначальнике консервативного романтизма.
Выразительное чтение и анализ стихотворений "Вечер", "Перчатка", "Лесной царь", "Певец во стане русских воинов" (фрагменты), баллада "Светлана". Работа над словами: символика, антитеза, элегия, смятение, провидение, несбыточность надежд.

Урок 35. Жизненный подвиг поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева
Слово о поэте-декабристе. Выразительное чтение оды-сатиры "К временщику", ее идейная направленность. Выразительное чтение и анализ стихотворения "Гражданин", его революционный пафос.

Уроки 36-37. Внеклассное чтение. "Поэты 18 века"
Урок - конкурс на лучшее чтение стихотворений поэтов-декабристов: А.А. Бестужева (Марлинского), В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского, В.Ф. Раевского.
Учащиеся рассказывают об истории написания стихотворений, читают наизусть, анализируют содержание.

Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума" (8 часов)

Урок 38. "Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа." В.Г. Белинский
Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова
Лекция учителя, по ходу которой учащиеся составляют план. Беседа. Какие события русской жизни и как повлияли на формирование взглядов Грибоедова?

Урок 39. Урок развития речи
Сочинение-миниатюра "Мои первые впечатления о прочитанной комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
Чтение и рецензирование 2-3 работ. Выяснение отношения к прочитанной комедии.

Урок 40. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Идейный замысел, композиция, комментированное чтение

Уроки 41-42. Усвоение содержания комедии
Выборочное чтение эпизодов в лицах. Беседа. (Главные действующие лица. Кто они? Как складываются отношения Чацкого с Фамусовым и у его дочерью? Схватка Фамусова с Чацким.) Значение монолога "А судьи кто?..."

Урок 43. Фамусовское общество
Работа учащихся по группам. 1 .Сообщение и подборка цитат на тему "Павел Афанасьевич Фамусов - богатый помещик и крупный чиновник." 2. Составление плана на тему: "Барская Москва". 3. План-характеристика "Полковник Скалозуб". 4. Молчалин и Софья.
Обобщение можно провести по вопросам. (Чьи интересы охраняет фамусовское общество? Что больше ценит в людях и почему? Цель в жизни Фамусова и его гостей? Для чего Грибоедов ввёл в текст внесценические персонажи? Как относятся Фамусов и его гости к науке, образованию, воспитанию? Как Фамусов относится к крепостным?) Выводы. Характерные черты чиновничьего мира.

Урок 44. Чацкий - передовой человек своего времени, выразитель мировоззрения декабристов
Беседа с учащимися, цитирование, чтение диалогов, фрагментов.
Примерные вопросы для беседы:
Кому из героев комедии "Горе от ума" Грибоедов сочувствует и симпатизирует? Кто же Чацкий? Каковы его способности, возможности, силы? Что ценит в людях и почему? Кто его идеал? Как относится Чацкий к службе, образованию, воспитанию? Что он отстаивает и против чего выступает? Есть ли у Чацкого единомышленники? Назовите их. Кто же он: победитель или побеждённый? Что говорит о Чацком Гончаров в статье "Мильон терзаний"?

Уроки 45-46. Молчалин: за и против? Урок-литературный суд над Молчалиным
Каков же Молчалин? Представим слово "следствию". По "делу" проходят свидетели: Фамусов, Чацкий, Софья, автор Грибоедов, Гончаров и др.
Постоянный диалог судьи, следователя, прокурора, адвоката, подсудимого.

Уроки 47-48. Урок развития речи
Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". '' Темы
1. Смысл названия комедии.
2. Грибоедов и Чацкий.
3. Чацкий - передовой человек своего времени.
4. Что возмущает в Молчалине?


Примерное планирование уроков литературы в 10 и 11 классах
Тематическое планирование курса литературы в 10 классе
(136 часов по программе)

Введение (3 часа)

Урок 1. Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века
Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок - лекция с элементами беседы.
Лекция учителя о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана-конспекта лекции. Работа с трудными словами: либерал, реформизм, пародия, памфлет, репрессии.
Беседа с учащимися о сущности понятий "реализм", "критический реализм". Работа с иллюстрациями художников-передвижников.

Урок 2. Роль журналов в общественной жизни России 19 века. Журналы "Современник" и "Отечественные записки"
Сатирическая журналистика.
Лекция учителя о роли журналов в общественной жизни. Журнал "Современник" - боевой орган революционной демократии. Издание "Отечественных записок". Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о сатирических журналах "Искра", "Свисток". Обобщение, выводы.

Урок 3. Литературная критика 60-х годов
Урок - конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам:
1. Александр Иванович Герцен и журнал "Колокол".
2. Николай Александрович Добролюбов - человек, гражданин, соратник Некрасова и Чернышевского.
3. "Властитель дум" молодого поколения. (Д.И. Писарев.)
Устное обсуждение и рецензирование докладов учащихся.

Уроки 4-5. Беседа по современной литературе
Литературно-художественные журналы 20 века. "Октябрь", "Нева", "Юность", Роман-газета, приложение к газете "Сельская молодёжь", "Подвиг" и другие.

А.Н. Островский "Гроза", "Бесприданница" (8 часов)

Уроки 6-7. "Колумб Замоскворечья" (Очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского.) Лекция
Составление учащимися плана лекции. Выступления учащихся с устным отзывом о прочитанных пьесах драматурга с выразительным чтением отдельных эпизодов. Темы для выступлении учащихся:
1. "Отцы" и "дети" в пьесе "Свои люди - сочтёмся."
2. Поэтическая сказка "Снегурочка".
3. Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве". (По пьесе "Бесприданница".)

Урок 8. Творческая история "Грозы". Споры вокруг "Грозы". Бытовой фон пьесы

Работа учащихся с учебником (стр. 52-54), чтение раздела "Творческая история "Грозы", беседа по прочитанному.

Рассказ учителя о конфликте в драме Островского. Отзывы Н. Добролюбова, А. Фета, Л. Толстого, М. Щепкина о "Грозе". Знакомство с героями и бытовым фоном пьесы.

Урок 9. Комментированное чтение и работа над I действием "Грозы"

Примерные вопросы для беседы.

1. Между кем в пьесе происходит основная борьба? 2. Какова роль пейзажа в 1 действии? 3. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5 явлении? 4. Доказать, что Кабанова - глава семьи. 5. Как вы понимаете слово "порядок", что значит оно в устах Кабанихи? 6. Каким открывается нам внутренний мир Катерины? 7. Почему её так ненавидит Кабаниха?

Урок 10. Усвоение содержания пьесы "Гроза"

Пересказ содержания пьесы от лица главных героев (Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары). Беседа по содержанию. (Главный конфликт пьесы. Как складываются отношения Катерины с другими членами семьи? В чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном? Что она поняла? И др.) Чтение отдельных явлений в лицах.

Урок 11. Быт и нравы "тёмного царства". Обличение самодурства, грубой силы и невежества

Составление и обсуждение сложного плана по данной теме. Беседа с учащимися. (Примерные вопросы. Что же подразумевал Добролюбов под "тёмным царством"? Что значит "самодур"? Охарактеризовать поведение Дикого. Что значит для него "выйти в люди"? Что является причиной его необузданного произвола? Как относится Кабаниха к Катерине, Варваре, Тихону? Её отношение к "новым порядкам".)

Обобщения и выводы. Дома написать своё продолжение "Грозы".

Урок 12. Сила и слабость Катерины. Статья Н. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве"

Чтение и обсуждение написанных учащимися продолжений "Грозы". Беседа. (Чем Катерина отличается от других героев драмы? В чём видит различие между жизнью в родительском доме и в доме Кабанихи? В чём трагизм её положения? Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к нему. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?)

Конспектирование статьи Н. Добролюбова "Луч света в "тёмном царстве" (закончить дома).

Урок 13. "Гроза" - самое решительное произведение Островского" (Н. А. Добролюбов)

Урок - диспут

1. Как проявляется в драме рождение новой морали?

2. "Луч света в тёмном царстве" - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

3. Можно ли согласиться с основной его идеен?

4. "Конец этот кажется нам отрадным", - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

5. Какова суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы"? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

Домашнее сочинение по драме А. Н Островского "Гроза".

Темы:

1. В чём двойной смысл заглавия драмы Островского "Гроза"?

2. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

3. Ваше мнение по поводу критической полемики о пьесе А. Н. Островского "Гроза". (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.)

4. Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?

5. Дикой и Кабаниха - исключение в русском купечестве или они типичны?

6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?

7. Роль природы в переживаниях действующих лиц.

8. Можно ли Кулигина считать положительным героем?

Урок 14. Урок развития речи

Анализ написанных сочинений по пьесе Островского "Гроза".

И. А. Гончаров "Обломов"(7 часов)

Уроки 15-16. Очерк жизни и творчества И. А. Гончарова. Три -романа - "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв"

Общая характеристика произведений. Критические статьи писателя. Лекция учителя, индивидуальные сообщения учащихся о романах Гончарова. Цикл очерков "Фрегат "Паллада".

Уроки 17-18. Роман "Обломов". Усвоение содержания

Художественный пересказ эпизодов, чтение диалогов в лицах, беседа по содержанию. (Кто же главный герои романа? Расскажите о его внешности, жизненном укладе. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже и его халата? Отношение

Обломова к своим гостям. В чём похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга? Встреча со Штольцем. В чём различие воспитания Обломова и Штольца? Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла перевоспитать главного героя?)

Урок 19. Обломов - его сущность, характер и судьба. Статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?"

Составление сложного плана к образу Обломова. Беседа, цитирование, комментарий.

(Что породило Обломова? Только ли крепостное право? Рассказать, как нежный и честный Илья Ильич становится Обломовым. Что общего у Обломова с "лишними людьми" (Онегиным, Печориным). Ваша оценка любви Ольги Ильинской и Обломова? Почему обломовская лень не производит впечатления пошлости? Изжила ли себя обломовщина в наши дни?)

Урок 20. Обломов и Штольц

Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца, беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, критических статей Добролюбова и Писарева.

(Повторение. Страшна ли обломовщина в наши дни? Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца? Что можно взять для себя у Штольца?)

Обобщение и выводы.

Урок 21. Ольга Ильинская - центральный положительный образ романа

Вопросы для обсуждения

1. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской?

2.Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?

3. Что нравилось Н. Добролюбову в Ольге?

4. Что общего у героини Гончарова и Татьяны Лариной?

Уроки 22-23. Диспут на тему: “ Обломов жив?!…”

Вопросы для обсуждения:

1. Актуальность романа сегодня.

2.Есть ли среди нашего поколения “Обломовы”.

3. Какова ваша жизненная позиция?

4. Над чем заставил задуматься вас роман Гончарова “Обломов”

Домашнее сочинение по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Темы:

1. Размышления над прочитанным романом И. А. Гончарова "Обломов".

2. Как нежный, честный Илья Ильич становится Обломовым?

3. Мечтательность и деятельность в понимании И. А. Гончарова.

4. Обломов и Штольц.

5. Женские образы в романе И.А. Гончарова "Обломов".

Урок 24. Беседа по современной литературе.

Ю. Бондарев "Горячий снег" или "Берег".

И. С. Тургенев "Отцы и дети" (10 часов)

Уроки 25-26. Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева

Лекция учителя о жизни и творчестве писателя с привлечением учащихся с индивидуальными сообщениями по следующим вопросам:

1. "Записки охотника" - поэтически написанный обвинительный акт."

2. "Время Рудиных прошло" (о романе "Рудин").

3. Лиза Капитана и Лаврецкий в романе "Дворянское гнездо".

4. "Провозвестники новой жизни" (Елена Стахова и Инсаров в романе "Накануне".)

5. Повести Тургенева о любви. ("Ася", "Вешние воды", "Первая любовь".)

Урок 27. "Эпоха, отражённая в романе "Отцы и дети".

Слово учителя о конфликте Тургенева с "Современником" и напеча-тание романа "Отцы и дети" в "Русском вестнике".

Анализ глав 1-4, 22. (Каковы положение крестьян и их взаимоотношения с помещиками? Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян? (Гл.3.) Что доказывает в романе острую необходимость социальных преобразований? Как продвигается дело "великих реформ"?) Выводы учителя об особенности мастерства писателя "схватывать одни характеристические детали". Полстранички описания - своеобразная энциклопедия крестьянской жизни.

Урок 28-29. Образы дворян в романе. Молодые герои романа. Гл. 1-9

Выразительное чтение диалогов, беседа.

На уроке выясняется, какие силы противостоят друг другу в конфликте. Анализ биографий героев, их портретов, описание взаимоотноше

ний при первых встречах. Общественные взгляды, образ мыслей Базарова, Кирсановых. Обратить внимание на лаконизм и своеобразие психологического анализа у Тургенева.

Урок 30. Политические и эстетические разногласия героев. Анализ 10-11 глав

Выразительное чтение диалогов героев в лицах. Комментирование авторских ремарок. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово "принцип" и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами героев - требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? Отношения героев с народом. В чём слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

Урок 31. Взгляды Базарова на природу и искусство. Выявление авторской позиции

Исторический и литературоведческий комментарий учителя, 60-е годы 19 века - годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Среди части интеллигенции наблюдается известная недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову.

Для решения вопроса о природе надо проанализировать, с какой целью автор показывает нам пейзажи: нищая деревня (гл. 3) и весеннее оживление, вечерняя природа (гл. 11), утро перед дуэлью (гл. 24), кладбищенский пейзаж.

Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы он заканчивает роман и почему?

Урок 32. Любовь в жизни героев

Урок-диспут. Если класс к диспуту не готов, то провести беседу. Примерные вопросы: 1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым? 2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя? 3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что "Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова", или Писарев, утверждавший, что у неё был "зародыш чувства", но она не дала ему развиться? 4. В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове "признак великого сердца"? 5. Счастливы ли Аркадий и Катя? 6. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

Урок 33. Взаимоотношения Базарова и Аркадия

Выразительное чтение диалогов в лицах, беседа. (Почему Аркадий отходит от Базарова? Возможна ли дальнейшая дружба Аркадия и Базарова? Можно ли назвать их прежние отношения дружбой? Какова роль Кати в разрыве Базарова и Аркадия? Ценит ли Базаров в Аркадии друга, или Аркадий необходим для поддержания Базарова? К новому или старому поколению следует отнести Аркадия?)

Урок 34. Художественная сила последних сцен романа. (Гл. 27 и эпилог )

Выразительное чтение учителем, учащимися сцены болезни и смерти Евгения Базарова. (Почему главный герой Тургенева погибает? Какое значение в романе имеет смерть главного героя? Как могла бы сложиться его жизнь? Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?)

Выводы учителя и учащихся об огромной выдержке Евгения Базарова, мужестве в определении характера протекания своей болезни. О художественной силе Тургенева в изображении последних сцен.

Урок 35. Споры вокруг романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Познакомить учащихся с оценкой романа Антоновичем, Минаевым, Страховым, с положениями статьи Писарева "Базаров".

Домашнее сочинение по роману "Отцы и дети" И. С. Тургенева

Темы:

1. Отцы и дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

2. "Страстное, грешное, бунтующие сердце".

3. Любовь на страницах романа.

4. Автор и его отношение к своим героям.

5. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа. 6. Любимые страницы романа Тургенева “Отцы и дети”.


Ccылки на другие страницы портала.
Навигатор портала "Словесник Land"
"Методическая копилка".Планирование уроков литературы(1)
Портфолио кафедры


 

Используются технологии uCoz