| |||
![]() |
Программа и планирование уроков по русскому языку в 10 классе. |
10 класс.
Программа. Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной. Вот почему программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть реализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.). Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения орфографических и пунктуационных закономерностей). На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания. Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Планирование. ТЕМЫ 1.Особенности письменного общения (4 ч) Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (передача смысла с помощью графических знаков) — ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания: от смысла к средствам его выражения в устной и письменной речи. 2.Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и др.), жестов и мимики; ориентация на слуховое восприятие речи и зрительное — собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слушателя и реагировать на нее. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного слова. Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п. 3.Особенности письменной речи:использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п. 4.Основные причины возникновения письменности. Основные этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) -финикийское письмо (XII—Х вв. до н. э.) -древнегреческое письмо (IX—VIII вв. до н. э.) -старославянское Письмо (863 г.) -» русское (рукописное), письмо (988 — год крещения Руси) -> первые печатные книги (1554г.) -> введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) - частная реформа азбуки (1735 г., 1758 г.) -> создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) реформа алфавита и орфографии (1918 г.) -> упорядочение Свода орфографических и пунктуационных правил (1956 г. ) 5.Орфография. Орфография как система правил правописания Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. 6.Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему всегда одинаково»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). 7.Правописание морфем (16 ч) Морфема как минимальная значимая часть слова. Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфемный). Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. 8.Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы или и в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания. 9.Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-кос-, -лаг- — -лож-, -бир- — -бер-, -тир- — -тер-, стил- — -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- — -рос-, -скак- — -скоч-(зависимость от последующего согласного); 3) -гар- — -гор-, -твар- — -твор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-(зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло — ла, оро — ра, 10.Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник). 11.Контрольная работа. 12.Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.). Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова. 13.Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов. 14.Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з(с) — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-. 15.Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. 16.-17.Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, -изн(а), -ость, -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик и -щик со значением лица.Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват(ый), -еват(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и, др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -с/с- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов. 18.Типичные суффиксы глагола и их написание: -и(ть), -е(ть), -ирова(ть), -ича(ть), -ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез- (обезлесить — обез-лесеть); -ться и -тся в глаголах, 19.Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный). Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов. Правописание окончаний. Система правил,регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различение окончаний -е и -и в именах существительных; окончания -ет, -ит, -ешь, -ишь, -ут(-ют), •ат(-ят) в глаголах. 20.Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление Ъ и Ь . 21.Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем 22.Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (обобщение). Орфографический анализ словообразовательных моделей слов: -нн(ый), без –ность,,---остный 23.Ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем 24.Работа с орфографическим словарем. 25.Контрольная работа. Изложение. 26.Слитные, дефисные и раздельные написания Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. 27.Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семанти-ческий анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). 28.Грамматико-орфографические отличия присказки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. 29.Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов. 30.Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий). 31.Употребление дефиса в словах разных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно?». 32.Написание строчных и прописных букв (2 ч) Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. 33.Работа со словарем «Строчная или прописная буква?». 34.Итоговая контрольная работа. Диктант. 35-36.Итоговые обощающие уроки. |
Планирование уроков по русскому языку в 11 классе. |
11 класс
ТЕМЫ 1.Речевой этикет в письменном общении . Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. 2.Речевой этикет в частной и деловой переписке. 3.Пунктуация Пунктуация как система правил постановки знаков препинания Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. 4.Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Знаки отделительные и выделительные. 5.Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. 6.Знаки препинания в конце предложения Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. 7.Знаки препинания внутри простого предложения Система пунктограмм данного раздела пунктуации: Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. 8.Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. 9.Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. 10.Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. 11.Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). 12. Контрольная работа 13.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. 14.Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. 15.Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота. Способы обособления приложений. Обособление обстоятельств. 16.Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями .Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих членов предложения. 17.Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения. 18.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп. 19.Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обрашений. используемые в письменной речи. 20.Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что. что ж. как же. что же). 21.Знаки препинания между частями сложного предложения Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. 22.Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире. запятая и тире, точка с запятой . 23.Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. 24.Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. 25.Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания. 26.Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. 27. Контрольная работа 28.Знаки препинания при передаче чужой речи Прямая и косвенная речь. 29.Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат 30.Знаки препинания связном тексте Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. . 31.Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. 32.Авторские знаки препинания 33.Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. 34.Итоговая контрольная работа |
"Методическая копилка".Планирование уроков русского языка(1) |
Портфолио кафедры. |
Навигатор портала "Словесник Land" |