«Уроки Его Величества Слова».(1)  


Урок внеклассного чтения для учащихся 5-х классов
Цель урока: Познакомиться с творчеством Джоан Роулинг, попытаться выяснить, в чём секрет необычайной популярности её героев.

Оформление доски.
1. Надписи:
Феномен Гарри Поттера
Просто будь собой — все дела! (Д.К. Роулинг)
Феномен (греч.) — редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Всегда называй вещи своими именами! (Дамблдор)
Я сам могу понять, кто чего достоин! (Гарри Поттер)

Книги о Гарри Поттере:
1) «Гарри Поттер и философский камень»;
2) «Гарри Поттер и тайная комната»;
3) «Гарри Поттер и узник Азкабана»;
4) «Гарри Поттер и огненный кубок»;
5) «Гарри Поттер и орден Феникса»;
и ещё шестая и седьмая книги, пока неизданные.

Портрет Роулинг, фотография Гарри Поттера (из кинофильма).

Предварительные задания к уроку:
1) участие в викторине по книгам о Гарри Поттере (прилагается);
2) подготовка костюмов для урока — шляпы и мантии.

I. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок внеклассного чтения — это урок-презентация творчества английской писательницы Джоан Роулинг, урок знакомства с её удивительным героем — Гарри Поттером.
Тема урока — «Феномен Гарри Поттера». Слово “феномен” в переводе с греческого означает “редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек”. Европа давно покорена Гарри Поттером (первый роман был опубликован в 1997 году), но истинного размаха поттеромания достигла, когда в неё включилась Америка. Случай беспрецедентный: давно отучившиеся читать американские подростки засели за книги. В Штатах вышел сборник читательских отзывов «Я люблю Гарри Поттера», любимой одеждой детей стали майки с эмблемами факультетов Хогвартса, появились ролевые игры и фан-клубы; даже квиддич, придуманный Роулинг, стал популярен в реальной жизни. А с вмешательством Голливуда — созданием фильма о Гарри Поттере — влияние его стало ещё сильнее.
Итак, чтобы разобраться в феномене Гарри Поттера, следует рассмотреть ещё три феномена:
•феномен писательницы, доселе никому не известной;
•феномен книг о Гарри Поттере;
•феномен фильма о Гарри Поттере.

II. Сообщения учащихся.
1. Феномен писательницы — первый ведущий.
Джоан Кэтлин Роулинг — английская школьная учительница, придумала мальчика Гарри Поттера в 1990 году. Ей было тогда 25 лет.
Прототипом Гарри Поттера была сама Джоан Кэтлин Роулинг, её литературному ребёнку удалось всё то, что долгое время не удавалось ей самой. Как и Гарри Поттер, Джоан Роулинг сама не знала тогда, на что способна. Просто делала то, что ей нравилось, и старалась не очень унывать.
Она родилась 31 июля 1965 года в Бристоле, после чего семья переезжала дважды. И в городке Уинтерберн маленькая Джоан познакомилась с детьми из необычайно обаятельной семьи по фамилии Поттер. Спустя 30 лет она отблагодарила этих людей, увековечив их фамилию. Сегодня Джоан выглядит счастливым человеком. Между тем в возрасте Гарри Поттера Джоан Роулинг трудно было назвать даже просто “симпатичной”, потому что она была толстой, веснушчатой, рыжей (по её же словам), занудной девчонкой.
В возрасте шести лет она написала свою первую повесть. Любимыми предметами Джоан были языки и английская литература, она много читала и совершенно не представляла себе, чем хочет заниматься в будущем.
Получив диплом переводчика, Джоан устроилась работать секретаршей в издательской фирме «Эмнисти Интернешнл». Главное достоинство работы заключалось в том, что Джоан могла в любую свободную минуту набирать на служебном компьютере свои сочинения. Так она и работала, ездила в издательство на электричке из Манчестера в Лондон, и именно в этой электричке однажды утром ей впервые пришёл в голову сюжет о мальчике, который оказался волшебником.
В 91-м Джоан переехала в Португалию — преподавать французский язык. В Португалии Джоан вышла замуж за журналиста Жоржи Арантеша. И в 1993-м у них родилась дочка, которую назвали Джессикой.
Брак Джоан и Жоржи продлился недолго. Развод последовал практически сразу после рождения Джессики. Джоан с дочкой вернулась в Англию.
У Джоан не было работы и денег, зато была крошечная дочка и глубоко запрятанная мечта — опубликовать роман, который ещё нужно было дописать. В поисках пристанища она отправилась в шотландский город Эдинбург. Позже Роулинг говорила об этом периоде: “Мне было очень плохо, и надо было чего-то достичь. Не бросив вызов, я бы сошла с ума”.
Естественно, у неё не было ни компьютера, ни пишущей машинки, потому что не было денег. В её крошечной квартирке не топили, поэтому она укладывала дочку в коляску и шла в ближайшее кафе. Чашки кофе с молоком хватало на весь день, дочка мирно спала, а Джоан писала роман; когда заканчивался очередной блокнот, строчила на бумажных салфетках. Честно говоря, поначалу ею двигали вызов и отчаяние: уж очень не хотелось снова преподавать французский. Поэтому Джоан установила для себя срок: мол, до этого времени надо успеть написать, и тогда... Однако срок миновал, а она всё откладывала преподавание французского, потому что ей стало не на шутку интересно работать над книгой. Тогда Джоан разослала заявку на получение гранта по всем известным ей фондам. И неожиданно отозвался Шотландский совет искусства — так у неё появилась необходимая отсрочка.
Она работала с присущей ей со студенческих лет основательностью: придуманный мир населяли совершенно реальные люди со своей историей, со своим прошлым. Позже Джоан расскажет, что детально расписала биографии даже эпизодических героев, выстроила хронологии, нарисовала генеалогические древа и карты несуществующей местности. Именно это обусловило удивительную реалистичность и правдоподобие фантастических событий. Детскую сказку Роулинг сумела построить по принципам вполне взрослого детектива в стиле Агаты Кристи, в котором главный злодей до последней минуты остаётся неразгаданным.
Передавая рукопись в издательства, Джоан подписывалась: “Д.К. Роулинг”, потому что боялась, что двенадцатилетние мальчики ни за что не будут читать книгу, написанную женщиной. И совершенно напрасно! Гарри Поттер принёс Роулинг и славу, и богатство.
По данным газеты «Сандэй таймс», Джоан Роулинг — самая богатая женщина Великобритании после королевы. Её состояние составляет около 70 млн фунтов (по данным конца 2001 года).
2. Феномен книг о Гарри Поттере — второй ведущий.
Успех книги замешан на удивительном сочетании знакомого и необычного: школьная рутина колледжа Хогвартс увязана с таинственными предметами (скучная «История магии», сложная «Теория зелий», контрольная по «Превращениям»), школьные интриги крутятся вокруг спортивной игры в квиддич (что-то вроде баскетбола в полёте на мётлах), почту приносят совы, преподаватели есть злые и добрые, перед 1 сентября покупаются волшебные палочки и шьются мантии... Всё как в обычной школе, но это — не обычная школа! И самый необычный её ученик — невзрачный очкарик Гарри Поттер, не знающий, что он — волшебник.
Роман был завершён в 1996 году. Джоан Роулинг перепечатала его на пишущей машинке подруги в нескольких экземплярах, разослала по издательствам и стала ждать ответа. Девять издательств прислали ей достаточно жестокие отказы. Джоан совсем уж было впала в отчаяние, но тут пришло предложение от небольшого издательства «Блумсбери», где был собственный штат детей-читателей. Когда они сказали: “Клёво!”, книга была принята. И в 1997 году был впервые опубликован роман «Гарри Поттер и философский камень». Гонорар Джоан Роулинг составил 4000 фунтов.
А спустя несколько месяцев началось вселенское безумие, уже получившее название “поттеромании”.
В России книги о Гарри Поттере выпускает издательство «РОСМЭН». Появились 3 книги: «Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», «Гарри Поттер и узник Азбакана».
Четвёртая книга называется «Гарри Поттер и огненный кубок». Здесь Гарри Поттер впервые влюбится. Говорят, что сказочница планирует умертвить одного из трёх центральных персонажей.
Пятая книга будет называться «Гарри Поттер и орден Феникса».
Что может случиться в пятой—седьмой книгах про Гарри Поттера:
• начнётся настоящая война между хорошими и плохими волшебниками;
• Гермиона станет новым лидером;
• принципиально важным для сюжета станет цвет глаз Гарри;
• последнее слово последней книги — “шрам”.
Предсказывают, что Роулинг станет первым писателем-миллиардером. На сегодняшний день продано свыше 130 млн экземпляров книг о Поттере более чем в двухстах странах мира.
3. Феномен кинематографического Гарри Поттера — третий ведущий.
Долгое время «Гарри Поттера» хотел экранизировать Стивен Спилберг, с компьютерной графикой и Хэйли Джоэлом Осментом в главной роли (маленький актёр в «Искусственном интеллекте» и «Шестом чувстве»). Но Роулинг заявила, что все роли в будущем фильме должны исполнять англичане, а режиссёром стал Крис Коламбус («Один дома»).
Главную роль исполнил Дэниел Алан Рэдклифф, тринадцатилетний брюнет с синими глазами. Он прочитал «Гарри Поттера» в восемь лет.
Когда стало известно, что по конкурсу прошёл именно он, Рэдклифф лежал в ванне. К двери подошёл папа и спросил: “Угадай, кто у них будет Гарри Поттером?” Тогда Дэнни расплакался. “Возможно, это был лучший момент в моей жизни”.
Весь первый съёмочный день у Дэниела Рэдклиффа дрожали колени.
На съёмочную площадку часто приходил с пластырем через всё лицо. У гримёров едва не случался инфаркт. “Всю ночь сражался на мечах”, — говорил он.
“Мне бы хотелось белую сову, как у Гарри. И мантию-невидимку, чтобы проникать в кино и на рок-концерты. И чтобы из класса вышмыгивать, когда учитель злобствует. А ещё мне хотелось бы трёхголового пса, чтобы ко мне никто не мог сунуться”.
Дэниел любит футбол и волков, верит в чудеса. Девушки нет, зато есть любимый пёс. “Что я делаю, чтобы сохранить форму? Бегаю, много бегаю. Играю в футбол. Ну, что ещё? Играю в компьютерные игры. Много”.
“Я, как и прежде, общаюсь со своими старыми друзьями. Случаются вещи и похуже, чем внезапно стать знаменитым”.
За роль в «Философском камне» Дэниел получил 110 тысяч долларов, за роль в «Тайной комнате» — три миллиона долларов. До этого он снялся всего в двух фильмах, а сейчас его съемочный график расписан аж до 2004 года.
На премьере «Гарри Поттера» толпа скандировала его имя.
“Что если тебя все будут называть не Дэнни, а Гарри Поттер?” — “Классно, мне нравится это имя!”
III. Ролевая игра.
Слово учителя. Итак, поттеромания набирает обороты и находит горячих сторонников в нашей стране. Люди разделились на две категории: на тех, кто уже читал, смотрел фильм о Гарри Поттере, и на тех, кто ещё не успел этого сделать. А сейчас мы с вами поиграем в учеников волшебной школы и устроим соревнования между четырьмя факультетами Хогвартса: Гриффиндором, Слизерином, Пуффендуем и Когтевраном.
Вначале почётное место займёт наше строгое жюри в лице профессора МакГонагалл и профессора Дамблдора (это двое заранее выбранных учеников).
А сейчас Говорящая шляпа определит ваш факультет!
(Дети по очереди вынимают и прикалывают визитки с названием факультета, находящиеся в коробке под Говорящей шляпой, и рассаживаются за столы, где уже поставлены карточки с названиями факультетов.)
Совиная почта принесла первые письма с заданиями факультетам. За каждый правильный ответ команда получает 5 очков от строго жюри.
Задания (с подсказкой-указанием страниц в книге для первого вопроса).
Карточка № 1
1. Кому суждено учиться на вашем факультете? (Подсказка — с. 147.)
(Страницы даны по изданию: Роллинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень: Роман / Пер. с англ. И.В. Оранского. М.: ООО «Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”», 2002. 399 с.)
2. Составьте расписание уроков на первый день учёбы.
Карточка № 2
1. Кому суждено учиться на вашем факультете? (Подсказка — с. 147.)
2. Назовите имена преподавателей в Хогвартсе.
Карточка № 3
1. Кому суждено учиться на вашем факультете? (Подсказка — с. 147.)
2. Вспомните названия учебников для первого курса.
Карточка № 4
1. Кому суждено учиться на вашем факультете? (Подсказка — с. 147.)
2. Назовите тему первого урока по зельеварению.
Все задания в карточках написаны изумрудными чернилами (именно так выглядело приглашение в Хогвартс, полученное Гарри Поттером). Каждому факультету достаётся по одной карточке.
Ответы на карточки
Ответом на первый вопрос любой карточки является одно из четверостиший, приведённых ниже, в зависимости от названия факультета.
Быть может, вас ждёт Гриффиндор, славный тем,
Что учатся там храбрецы.
Сердца их отваги и силы полны,
К тому ж благородны они.
А может быть, Пуффендуй ваша судьба,
Там, где никто не боится труда,
Где преданны все, и верны,
И терпенья с упорством полны.
А если с мозгами в порядке у вас,
Вас к знаниям тянет давно,
Есть юмор и силы гранит грызть наук,
То путь ваш — за стол Когтевран.
Быть может, что в Слизерине вам суждено
Найти своих лучших друзей.
Там хитрецы к своей цели идут,
Никаких не стесняясь путей.
Ответ на второй вопрос карточки № 1. У первокурсников велись следующие предметы:
• трансфигурация,
• защита от тёмных искусств,
• зельеварение,
• травология,
• история магии,
• заклинания
• полёты.
Ответ на второй вопрос карточки № 2:
• Альбус Дамблдор — директор, кавалер ордена Мерлина I степени, Великий волшебник, Верховный чародей, Президент Международной конфедерации магов (с. 66);
• профессор Миневра Макгонагалл — заместитель директора (с. 66), преподаватель трансфигурации (с. 168);
• профессор Квирелл — защита от тёмных искусств;
• профессор Северус Снегг (Снейп) — зельеварение;
• профессор Стебль — травология;
• профессор Бинс (призрак) — история магии;
• профессор Флитвик — заклинания;
• мадам Трюк (Хуч) — полёты.
• В Хогвартсе также работали мадам Помфри (врач), завхоз Филч, библиотекарь мадам Пинс.
Ответ на второй вопрос карточки № 3:
• «Курсическая книга заговоров и заклинаний» (первый курс). Миранда Гуссокл (с. 83).
• «История магии». Батилда Бэгшот.
• «Теория магии». Адальберт Уоффлинг.
• «Пособие по трансфигурации для начинающих». Эмерик Свитч.
• «Тысяча магических растений и грибов». Филлида Спора.
• «Магические отвары и зелья». Жиг Мышьякофф.
• «Фантастические звери: места обитания». Ньют Саламандер.
• «Тёмные силы: пособие по самозащите». Квентин Тримбл.
Ответ на второй вопрос карточки № 4: первокурсники учились готовить простейшее зелье для исцеления от фурункулов (с. 175).
IV. Блиц-конкурс между факультетами.
1. Что такое трансфигурация?
Ответ: Это искусство превращать что-либо в что-нибудь другое (с. 158).
2. Как называется газета в волшебном мире?
Ответ: «Пророк» (с. 179).
3. Как следует исполнять гимн Хогвартса?
Ответ: Каждый поёт его на свой любимый мотив (с. 160).
4. Какова заветная мечта учеников по отношению к миссис Норрис?
Ответ: Дать ей пинка (с. 167).
5. Почему не повезло профессору Дамблдору с конфетами-драже «Берти-Боттс»?
Ответ: В юности он съел конфету со вкусом рвоты (с. 386).
6. Перо какой птицы использовано в волшебной палочке Гарри Поттера?
Ответ: Перо феникса (с. 106).
7. В чём заключается отличие фотографий маглов от фотографий


Урок-путешествие по тому "Ревизора"
Наше путешествие по Читай-городу никогда не кончается. Оно всегда продолжается. И сегодня мы идем по улице Гоголя к тому под названием "Ревизор". Первыми идут наши доблестные библиографы
Тихонечко открываем дверь в большую комнату и замираем от восхищения: на стене слева висит "ковер самый лучший, что по голубому полю, персидский"...
Вопрос: что это за ковер?
Ослепленные таким великолепием, библиографы разбрелись кто куда.
Женя Козлова подошла к портретам.
Вопросы:
1. Кто изображен на первом? Назовите его имя, фамилию, занимаемый пост.
2. А это портрет групповой, и подпись есть: Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя. Что это за люди?
3. Под этим портретом тоже есть подпись: "Выжил глупый баран из ума"... и еще: "Посади ее за стол, она и ноги свои"... Кто здесь изображен?
Света заинтересовалась странными таблицами, висящими в углу.
Вопросы: Объясните эти, на первый взгляд невозможные, равенства.
1. 200=400
2. 20000=100
3. 3=18
4. 1=700
Лена подошла к открытому платяному шкафу. Она увидела 3 голубых платья, одно из которых с мелкими оборками.
Вопрос: Почему это платье не хотят надевать?
А вот еще один костюм: "сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет".
Вопрос: кто же так одевается?
А внизу стоят сапоги с ботфортами, и в одном из них почему-то серебряная ложечка.
Вопрос: кому принадлежит сапог, и как оказалась в нем серебряная ложечка?
А рядом с сапогами коробка. Лена открыла ее, а там...голова.... хорошо, что еще кукольная.
Вопрос: какое отношение имеет коробка к голове?
"А еще что там? Веревочка? Давай и веревочку. И веревочка... пригодится"
Вопрос: что это за веревочка?
Я подошла к книжной полке. Странно и интересно. У всех книг фамилии авторов заклеены. А названия есть. Вот они: "Юрий Милославский", "Сочинения барона Брамбеуса", "Женитьба Фигаро".
Вопрос: кто написал эти книги?
Женя Резунков заметил на столике аквариум с рыбками. Их здесь 4: треска, семга, ряпушка и корюшка.
Вопросы:
1. Какая из них живет в пьесе не под своим именем?
2. Из оставшихся трех кто третий лишний?
Несколько утомленные обилием вопросов, мы увидели на стене указатель:
"Столовая" и решили перекусить. Меню было просто потрясающим.
Первое блюдо иностранного происхождения.
Вопрос: Из какой европейской столицы оно привезено?
Второе называется "Топор фри". "Фри" - значит "жареный".
Вопрос: какой продукт мы будем есть на второе?
Третье имеет отношение к обитателям аквариума.
Вопрос: какой напиток предлагается на третье?
А вот и десерт: "чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке".
Вопрос: кто из героев не брезгует таким десертом?
На столе лежали какие-то бумаги. В предвкушении обеда мы занялись их чтением, и оказалось, что это письма.
Вопрос: кто и кому написал их?
1. "... сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем;
Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрипке..."
2. "Жизнь моя, милый друг, течет... в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет..."
3. "Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки..."
Чтение писем так увлекло библиографов, что никто из них не заметил маленькой дверцы с выходом. Природное любопытство подтолкнуло меня открыть ее. Боже, там был настоящий зоопарк! Как только они все тут поместились!
Вот свинья. И почему-то в ермолке.
Вопрос: кто и кого так называет в пьесе?
А собачек даже две. Борзого щенка, который спит, зовут Взятка.
Вопрос: почему его так странно зовут?
А у этой на ошейнике написано: "Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете..."
Вопрос: кому хотели предложить эту собачонку?
А вот слон. Почему-то он лежит на полу, стоять не может.
Вопрос: что повалило слона с ног?
Вот домашний гусь с маленькими гусенками. Их принесли сюда из государственного учреждения, которое и выполняет роль птичника.
Вопрос: что это за учреждение?
Вот "какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины..."
Вопрос: откуда взялись эти крысы?
Ну вот, кажется, и все. Осталось расписаться в книге отзывов. Ба, сколько тут листов заполнено! И даже с адресами. Вот два последних:
1. Саратовская губерния, деревня Подкатиловка.
2. Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом № 97, 3-й этаж, направо.
Вопрос: назовите имена, отчества, фамилии тех, чьи адреса записаны в книге.


Следуем далее...
Уроки.Страница 2. Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький Принц "
Уроки.Страница 3.Интонация.Логическое ударение.Интегрированный урок русского и английского языка.8 класс.
Уроки.Страница 4. Урок по творчеству астраханской поэтессы Н.Мордовиной.
Уроки.Страница 5.Текст как речевое единство. Психология и стилистика построения рекламных текстов.(10-11 класс).
«Уроки Его Величества Слова».Опыт работы.